Меню

«Сами страдают и приносят проблемы контрагентам». Как выжить подрядчикам — Вера Белоус

Вера Белоус. Автор фото: Игорь Черепанов. Иллюстрация: DK.RU

«Ситуация тяжелая. Вопрос, как ее не усугубить. Главное, где можно ошибиться — закрывать один объект за счет другого. Такая практика повсеместна». Вера Белоус, Ассоциация строителей Урала.

Застройщики Екатеринбурга признают: подрядчики сейчас в рабском положении — цена стройки выросла, а платят за работу на прежнем уровне, поэтому многие трудятся без рентабельности. «Помани работой, позови строить по 30 тыс. за квадрат — себе в убыток — и они прибегут», — рассказывал в интервью DK.RU глава «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев
 
Исполнительный директор СРО Ассоциация строителей Урала Вера Белоус тоже не скрывает, что ситуация на подрядном рынке сложная, а труд генподрядчиков вовсе все больше напоминает мазохизм. Но происходящее все же на пользу стройсфере, главное — не наделать ошибок, на которых погорели многие. 
 
В конце прошлого года вы прогнозировали, что в 2017 г. с рынка может уйти 20-30% компаний-подрядчиков. Стартовал ли уже этот процесс?
 
— Процесс идет, но начался он не вчера, а примерно год-полтора назад. От него не уйти, рынок чистит сам себя. Ротация происходит в любой сфере, просто в кризисные моменты она особо заметна — уходит больше игроков, чем приходит. Это грустно, но не смертельно. Сколько именно компаний-подрядчиков не переживет этот кризис, точно никто не знает. Сейчас есть фирмы, которые «замораживают» работу, хотят переждать сложные времена. Но я за 12 лет в строительстве ни разу не видела возвращений после таких пауз. Через год собрать коллектив заново невозможно — специалистов быстро подберут другие игроки. Работники не будут ждать, как бы они ни были лояльны к своему руководителю — нужно содержать семьи.
   
Мне эта ситуация хорошо знакома, и я точно знаю, что за «костяк», «золотой кадровый фонд» своей компании нужно бороться до последнего. Пусть это 3, 4, 5 человек, но их отпускать нельзя. Если у тебя сегодня не пять объектов, а один, но ты хочешь остаться на рынке, себе зарплату не плати, «меньше питайся», работай в ноль, но сохрани этих людей. И тогда после трудного периода будет шанс быстрее восстановиться. К слову, сейчас на рынке есть свободные хорошие кадры. Еще год назад их было крайне мало, а теперь можно повыбирать.
 
Какие компании покидают рынок первыми?
 
— В двухтысячных было время «строительных стартапов»: активный парень организовывает фирму, находит по объявлению бухгалтера, девочку, которая умеет считать объемы работ, едет на вокзал, привозит оттуда ребят-мигрантов и заявляется на подрядные работы. Штат его, понятно, ничего в стройке не понимает и делать мало что умеет, но тебе нужны подрядчики, и приходится брать таких. В итоге они что-то накрасят-намажут, после ты их не найдешь никогда и будешь сам за ними переделывать — ответственность же на генподрядчике. 
 
 
Сейчас строительное законодательство изменилось, стало жестче. Например, с 1 июля по федеральному закону 372-ФЗ компании должны будут включить в Национальный реестр специалистов минимум двух своих сотрудников соответствующего образования, стажа и квалификации. Это должны быть опытные специалисты, и найти их вновь открывшимся компаниям будет очень непросто. Если же таких людей у тебя нет, работать не имеешь права. Так что ненадежные подрядчики будут с рынка вымываться. Это хорошо. Иначе можно снова скатиться в «подрядническую анархию» и на выходе получить много домов низкого качества — как это было после кризиса 2008-2009 гг. 
 
Как можно будет выжить оставшимся на рынке? Сокращать расходы до бесконечности невозможно.
 
— «Выжить» — очень хорошее слово для сегодняшнего времени, оно довольно точно его характеризует. Если до 2014 г. застройщик сдавал дом, и в нем оставалось 10% непроданных квартир, он особенно не беспокоился. Сейчас если не продано 50%, паники нет — все понимают, что таковы новые условия рынка. Продажи стоят или движутся крайне медленно по сравнению с обычными темпами, это не тайна. У кого-то 30-40 квартир стоит, у других — тысяча. И когда они продадутся, неизвестно. Это отражается и на застройщике, и на генподрядчике, и на подрядчиках.
 
Cитуация тяжелая. Вопрос в том, как ее не усугубить. Самое главное, где можно ошибиться — копить долги и закрывать один объект за счет другого. К сожалению, такая практика повсеместна: по одному объекту платят вовремя, но работа подрядчика не идет. Начинаешь разбираться, а он деньгами, заплаченными за этот объект, закрыл старые долги по предыдущему. Также нельзя заходить на объект по любой цене. Очевидно, что дают ниже себестоимости, но все равно заходят на объект, лишь бы забрать объемы. А когда не хватает ресурсов, чтобы доделать работу, и сами страдают, и приносят серьезные проблемы контрагентам.
 
В течение полугода Ассоциация строителей Урала намерена провести внутренний аудит компаний, входящих в СРО. Каковы первые результаты, как компании реагируют на «чистки»?
 
— Да, работа ведется с января, идем по графику, проверили уже почти треть компаний. Вообще это не новшество, мы ежегодно проверяем членов СРО планово — на качество, на технику безопасности. Но решили дополнительно запрашивать выписку из ЕГРЮЛ, бухгалтерские документы — чтобы понять, насколько ситуация у компаний сложная, насколько велики долги, отследить возможную смену руководителей. Чтобы неприятных сюрпризов потом не было. Не скажу, что в ходе внутреннего аудита мы выявили какие-то вопиющие ситуации, результаты ожидаемые. 
 
 
Сейчас у нас чуть более 180 компаний — больше минимума для получения статуса СРО (он 110), но ниже, чем у некоторых саморегулируемых организаций в регионе. Количество нам важно, но это не приоритет. Качество — вот самое главное. Мы очень тщательно проверяем всех новых участников. Были случаи, когда отказывали фирме в членстве — видели, что требованиям по составу специалистов не полностью, например, соответствует и финансовая ситуация у нее непростая. 
 
Пайщики объекта «Уралэнергостройкомплекса» под названием «Первый Николаевский» недавно провели очередной митинг. Компания — член вашего СРО. По-вашему, ситуация там управляемая? 
 
— Могу точно сказать, что ситуацией занимаются и на уровне администрации города, и на уровне областной власти. Если собственник не начнет в апреле строить — а он обещал, что к этому времени найдет порядка 0,8-1,5 млрд руб. на достройку ЖК, то будет выбрана другая компания, которая завершит проект. Сбербанк уже объявил, что существует около пяти соискателей на достройку, и этот вопрос находится под контролем. Я очень надеюсь, что вопрос по возобновлению строительства будет решен в течение марта-апреля. Пока предпосылки для этого есть. 
 
Вы говорили, что раньше генподрядчиком работать было выгодно, а теперь наоборот. Как это изменит рынок?
 
— Хлеб генподрядчика очень тяжелый. Вся ответственность за стройку всегда на нем, а это дополнительные риски. Особенно сейчас, когда по изменившемуся законодательству, подрядчикам, не заключающим прямой договор с заказчиком, членство в СРО не нужно. Это значит, что все риски — и по возмещению вреда, и по невыполнению условий договора — ложатся на генподрядчика. То есть он должен сразу заложить на всякий случай 10-15 млн руб. — мало ли что. Это при том, что цену на работы никто не повышал и материалы все время дорожают. Если у застройщика рентабельность обычно больше 20%, то у генподрядчика речь идет 2-5%. А еще заказчики очень любят, чтобы ты еще несколько месяцев платил за отопление после сдачи дома, а это от 500 тыс. до 1 млн в месяц.  
 
Генподряд — это какой-то мазохизм…
 
— Работать стало очень сложно. Лучше, если ведешь несколько объектов, при этом штат у тебя не раздут, процесс выстроен правильно и сотрудники, тот самый «костяк», горят делом и лишнего материала не потратят.  
 
 
Но проблема еще и в том, что многие крупные застройщики создают свои генподрядные подразделения, и получается, что чистым генподрядом заниматься сейчас не то, что невыгодно, а просто невозможно. Думаю, все идет к тому, что небольшие генподрядчики постепенно перейдут в разряд подрядчиков. И подрядчики получатся из них очень хорошие.
 
Эксперты давно говорят о грядущем укрупнении строительного рынка, слияниях и поглощениях игроков, но не сказать, чтобы процесс пошел, по крайней мере, в регионе. Ждать ли его таки, и в какой перспективе? 
 
— Слияния и поглощения вообще интересный процесс, но абсолютно непредсказуемый. Строительная сфера очень обособленная, и я не думаю, что в ближайшее время мы услышим о слиянии, например, двух крупнейших участников рынка. А вот совместные проекты — явление сегодня достаточно частое и вполне допустимое. 
 
Когда я говорю про укрупнение, я имею в виду в первую очередь уход с рынка маленьких компаний, тех самых «сомнительных стартапов». И рост игроков. Мы все за последние десять лет стали свидетелями уникального роста нескольких строительных компаний, которые стали крупнейшими в городе — вот к такому укрупнению надо стремиться! Это очень яркие и нужные примеры для всех, кто начинает сейчас работать в строительстве, они показывают, что даже если сегодня тяжелые времена, нужно не сдаваться, а браться за любую работу. Тогда есть шанс через несколько лет войти в число крупнейших участников рынка. 
 
Но есть и обратные примеры, конечно. Когда компания взлетела, наделала ошибок, и это привело ее к банкротству.
 
Ассоциация традиционно выступает соорганизатором 100+ Forum Russia. Стоит ли проводить его ежегодно, учитывая сложную ситуацию в стройсфере? В этом году подорожала ли стоимость проведения мероприятия?
 
— Каждый год в стране проводится больше ста мероприятий строительной направленности, и это все выставки. Форумная часть, как правило, у них или очень слабая, или ее нет совсем. Если говорить языком маркетологов и рекламщиков, мы делаем продукт, у которого в России нет аналогов. И его стоит проводить ежегодно — пока он полезен участникам. А мы получаем много отзывов о содержательности и насыщенности форума.  
 
 
В этом году мы расширим пространство — будет выставочная часть, так что задействуем два павильона МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО». Мы не хотим сделать  просто много стендов, чтобы как иногда бывает — рядом и стройматериалы, и бабушка медом торгует. Стендов у нас будет немного, есть четкие требования: инновационный материал либо  технология, которая привносит новации в строительство. Суть такая: обсудили что-то на форуме, потом на практике посмотрели, «руками потрогали» в соседнем павильоне. Плюс планируем образовательный кластер — обсуждаем детали с УрФУ и УрГАХУ, они активно включились в процесс, а также с федеральными вузами. В прошлом году на форуме было много студентов, в этот раз хотим организовать для них профильные конкурсы, мастер-классы, открытые лекции спикеров. 
 
Естественно, раз масштабы становятся больше, стоимость организации мероприятия растет, но мы настроены оптимистично. Потому что появляются новые компании, которые хотят стать частью форума — уже есть предварительное подтверждение об участии от архитектурных бюро Ренцо Пьяно и Захи Хадид, новые спикеры, новые возможности. И это вселяет надежду.
 
Фото: DK.RU / Игорь Черепанов