«Сплошь и рядом владельцы средних компаний не имеют реальной картины о состоянии активов и пассивов собственного бизнеса». Почему чаще выживают компании, у которых один собственник — колонка на DK.RU.
Рубрика: Математика для бизнеса
Ирина Екимовских, управляющий партнер аудиторской группы «Капитал», сопредседатель объединения «Деловая Россия — УРАЛ»:
— Неделю дней назад на DK.RU была публикация о том, как директор кондитерской фабрики потратила 28 млн руб. инвестора. «На протяжении нескольких лет она убеждала инвестора в прибыльности бизнес-проекта... Как оказалось впоследствии, она тратила миллионы не на бизнес, а на себя, попав в «долговую яму», о чем инвестор не догадывался».
Инвестор не догадывался... Она убеждала, что бизнес прибыльный, а тратила деньги на себя... Думаете, это случайность?
Сплошь и рядом владельцы среднего бизнеса не имеют реальной картины о состоянии активов и пассивов собственного бизнеса.
Самый распространенный управленческий отчет, который есть у половины предпринимателей, — это отчет о движении денежных средств в Excel. Бизнесмены тщательно записывают каждое поступление и расход денег, иногда добавляют к этому статьи движения денежных средств. Однако элементарные выводы о прибыли, дебиторской и кредиторской задолженностей или рентабельности бизнеса из этой информации сделать невозможно.
Знаете, почему у нас в основном выживают компании, в которых есть один собственник?
Жизненная ситуация — три человека когда-то начали работать вместе. Кто-то придумал тему, кто-то взялся за организационные вопросы, кто-то за продажи. Тема оказалась денежная, выручка стала расти, денег в кармане появлялось все больше, предприятие стало обрастать контрактами и персоналом. Постепенно кто-то один из троих учредителей остался «у руля» компании, а двое перешли на пассивный доход. И вот тут начинается то, что называется «обычная история».
Тот, кто активно занимается бизнесом, обижается — почему все делаю я, а деньги делим на троих? И вообще, деньги надо не между собой «пилить», а в развитие бизнеса вкладывать.
Те же, кто ежемесячно привыкли получать доход, начинают подозревать партнера в недостоверной информации, в сливе активов, в неэффективном управлении.
Возникает корпоративный конфликт, в результате которого проигрывают все. Все! И прежде всего — бизнес.
Пример из жизни. Предприятие заключило крупный контракт, по которому возможно получение авансов при предоставлении банковской гарантии. Под банковскую гарантию необходимо предоставить залоги и поручительство собственников. Положительное кредитное решение получено, но предприятие не может оформить банковскую гарантию. Потому что, пока шел процесс согласования кредитного решения, у собственников возникли разногласия между собой, и кто-то из них отказался подписывать поручительство. Тупик. Предприятие простаивает, авансы получить не может, оборотных средств не хватает, контракт рискует быть не выполненным, бизнес фиксирует убытки.
У нас нет сложившейся практики перед началом бизнеса договориться о таких важных вещах, как:
— форма и структура управленческой отчетности. В каком виде, кто и как считает доходы и расходы, имущество и обязательства, а главное, кому и когда предоставляет эту информацию;
— дивидендная политика: какую сумму прибыли тратить на выплату дивидендов, какую — на инвестиции;
— правило входа и выхода из бизнеса, когда кто-то кем-то недоволен.
Лишь 5% компаний среднего бизнеса имеют полный комплект управленческой отчетности. Полный комплект — это минимум три формы отчетов: отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств, управленческий баланс. Особенность управленческой отчетности в том, что только наличие одновременно трех этих отчетов позволяет делать выводы о состоянии бизнеса и о достоверности информации в отчетах.
Если вы выступаете собственником имущества в виде доли в уставном капитале какого-нибудь ООО или АО, то ваши права как собственника юридически, конечно, подтверждаются правильно оформленными документами. Но право собственности — это право владения, распоряжения и пользования имуществом. То, чем владеет учредитель бизнеса, фактически может показать только отчет, где собраны вместе активы и обязательства, то, как распоряжаются имуществом собственника, — отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств.
Мы часто ругаем правительство, конкурентов, экономическую ситуацию в том, что они не дают возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Что в банках невозможно получить кредит.
А банки потому и не могут выдать кредит, что официальная отчетность существует только для налоговой, а другая отчетность есть лишь «на языке» у предпринимателя.
Поэтому немалым тормозом в развитии сектора малого и среднего бизнеса, к сожалению, являются сами предприниматели. А вернее, их нежелание относиться к роли владельца, собственника бизнеса как к роли, требующей определенных навыков, знаний и действий по управлению и контролю за бизнесом.