Власти Сингапура создают самое технологичное государство мира. Транспорт ходит строго по расписанию, а деревья копят энергию. Под контролем — передвижение людей, запах в автобусах и личный транспорт.
Попадая в Сингапур, вы оказываетесь буквально среди будущего. Стоя на остановке общественного транспорта можно загрузить приложение, которое не только расскажет, через сколько приедет автобус, но и покажет, сколько в нем будет свободных мест. Пока транспорт едет, стоит осмотреться по сторонам: на обочинах растут пятидесятиметровые деревья, которые сами накапливают дождевую воду (для себя) и солнечную энергию (для парковых фонарей).
Деревья в Сингапуре
Фото: amazonaws.com
Выкурив сигарету, вы не позволите себе бросить окурок на тротуар (который утром помыли мыльным раствором), a донесете его до урны: штраф за иное очень уж высок. Тем более, что намусорить незаметно точно не получится: весь квартал обвешан камерами наблюдения и тепловыми датчиками.
Сингапур — это город, который стремится стать лучшим в мире и пока весьма успешен на этом пути. В этом месте словно касаешься будущего, что привлекает все больше туристов. Для того, чтобы Сингапур стал настолько уникальным, потребовалось всего полвека. Город словно родился заново, пишет «Футурист».
Ночной Сингапур
pixabay.com
С чего все началось
В середине XX века в Сингапуре не было ни денег, ни ресурсов, ни даже свободы. Регион входил в состав Британской империи и закупал у соседей песок и пресную воду. В конце 50-х годов к власти пришел Ли Куан Ю, этот премьер-министр и изменил все (став одним из самых популярных мировых лидеров прошедшего века).
Сингапур получил независимость в 1965 году, тогда многие считали, что он просто не выживет. Ли Куан Ю получил государство, где экспорт едва приносил реальный доход, коррупция пожирала каждую сферу, а треть населения поддерживала социализм.
Ли Куан Ю в молодости
Фото: bbc.com
Премьер за несколько десятилетий сумел реализовать план, который позже назвали «сингапурским экономическим чудом». Он перестроил весь госаппарат, пустил в страну инвесторов и создал центр торговли. Лу Куан Ю разработал уникальную систему, которая вывела нищий Сингапур в лидеры по уровню жизни, росту и доходам.
Все это стало возможно благодаря особым отношениям между государством и живущими в нем людьми. Для сингапурцев власть — не жестокий босс, но суровый родитель. Она дает надежность и социальный комфорт, но взамен требует полный контроль.
При Ли Куан Ю правительство сурово выдавливало из общественной жизни всех противников системы и разработало законодательство, которое удивляет другие страны. И если штраф за брошенные на асфальт окурок или жвачку попал в список интересных фактов о стране и забавляет туристов, то смертная казнь через повешение за торговлю наркотиками формирует к порядкам Сингапура уже совсем другое отношение. Список всех штрафов и запретов Сингапура используют даже в производстве сувениров, настолько он интересует иностранцев.
Сейчас страна уверенно движется к тому, чтобы стать первой в истории человечества Smart Nation.
Большой брат присмотрит за тобой
38-летний житель Сингапура любил выйти на балкон без рубашки и выкурить пару сигарет, рассматривая прохожих. Наслаждался этим отдыхом он недолго: вскоре пришел штраф на $14 тысяч за выброшенные из окна бычки, а фото мужчины опубликовали на сайте агентства по охране окружающей среды. Жителя сумела засечь обычная сеть камер наблюдения. Технологии Smart Nation умеют, однако, куда больше.
Инфографика проекта Smart Nation
Фото: http://www.straitstimes.com
В рамках программы остров начиняют десятками тысяч датчиков. Они устанавливаются на улицах, в жилых домах и транспорте. Роботы видят, как передвигается по квартире пожилая чета ваших родственников, сколько машин едет в ряду впереди и куда они сейчас свернут, на что расходуется вода и откуда, если что, ее взять (на густонаселенном острове нет собственных пресных запасов), чтобы можно было принять душ.
Разработчики Smart Nation обозначают цели программы кодом E3A: «Everyone, Everything, Everywhere, All time» («Каждому, все, везде, всегда»).
Что бы вы могли сделать, когда у вас есть все это, — спрашивает в разговоре с The Wall Street Journal Тим Грейсингер, исполнительный директор компании International Business Machines Corp, которая работает в системе Smart Nation. — Ваши возможности безграничны.
Согласно данным исследовательской фирмы IDC Government Insights, рынок технологий smart city в Азии достигнет триллиона долларов к 2025 году. И Сингапур точно будет центром этого потока. К концу 2018 года Сингапур должен суммировать все свои контролирующие нити в единую 3D-модель страны в реальном времени. Проект «Виртуальный Сингапур» разрабатывается французской компанией Dassault Systèmes и стоит $73 млн. Наглядно это выглядит как что-то вроде игры Sims, только речь идет о реальном городе и реальных людях.
Город Sims
Фото: pixabay.com
Для развития инструментов аналитики общественной жизни и сбора данных Сингапур еще в 2015 году планировал вложить в сотрудничество с частными технокомпаниями около $1,7 млрд за период 2017 года. Большинство из них — малые предприятия и стартапы.
Руководители предприятия уверенно говорят, что Smart Nation — невиданное удобство и пример применения искусственного интеллекта на пользу человеку. Однако каждое международное обсуждение проекта всегда сводится к тому, что у этой медали две стороны. Создаваемая в Сингапуре гигантская сенсорная сеть — это самое масштабное проникновение государства в частную жизнь.
Однако сами сингапурцы воспринимают тему совсем не так, как жители Запада. Это люди, живущие в стране, которая полвека росла на успехах диктатуры и в которой 80% жителей сегодня обитают в государственных квартирах, и 74% — полностью доверяют своему правительству.
Нестандартные методы
Методы Сингапура хорошо раскрываются на примере развития общественного транспорта. Именно в решении этого вопроса показательно сочетаются технологии и забота о людях с неоспоримым контролем над ними.
Власти Сингапура, с одной стороны, делают все, чтобы в автобусах было приятно ездить. Wi-Fi, бесконтактная оплата, контроль маршрута и даже приятный запах в салоне.
С другой стороны, власти настойчиво делают так, чтобы у людей не оставалось выбора. В стране ввели почти стопроцентный налог на покупку личного автомобиля и добавили сюда сложную процедуру оформления специального разрешения. В результате свой транспорт сегодня есть только у 15% сингапурцев.
Монорельсовая дорога в Сингапуре
Фото: goingplaces.sg
Решается по-новому и вопрос образования. По данным HSBC Holdings Plc, на обучение ребенка (от начальной до высшей ступени) сингапурские родители тратят суммарно $70 939. Больше образование стоит только в Гонконге и ОАЭ. Одновременно государство активно поддерживает образование и в 2017 году вложило в него почти пятую часть бюджета. Это в два раза больше по сравнению с цифрами 2005 года. Рост расходов государства на образование, вероятно, положительно скажется на экономике страны в будущем.
Стоит вопрос и со стареющим населением. Согласно прогнозам, к 2030 году четверть населения Сингапура будет старше 65 лет, и в эту категорию граждан власти инвестируют отдельно. Разработан 15-летний план, в котором прописано около 30 инициатив и на реализацию которого заложено $3 млрд. Предполагается улучшение качества автобусных остановок и транспорта, обучение новым технологиям, повышение уровня больниц.
Самый необычный пункт программы — создание терапевтического сада HortPark. Это специальный парк, созданный для пенсионеров с деменцией или перенесших инсульт, который поможет им жить удобно и ярко. Бригады ландшафтных дизайнеров, архитекторов, садоводов и медиков высчитали в нем размеры дорожек и набор посаженных растений, тщательно подобрали подходящий стиль территории.
HortPark в Сингапуре
Фото: compostinginsingapore.wordpress.com
Сегодняшние пенсионеры Сингапура — это люди, которые видели, как государство строило общество, в котором все социальные группы живут «удобно», но при этом не могут ничего решать. Пока такая ситуация всех устраивает.