Меню

Санжей Дева: Не бывает ленивых работников, бывают бездарные руководители

Вокруг света за 20 лет – это история не одного путешествия, а одной карьеры. Санжей Дева почти все эти годы проработал в компании Razidor SAS и теперь уже сам не может разобраться: то ли он – часть

Вокруг света за 20 лет – это история не одного путешествия, а одной карьеры. Санжей Дева почти все эти годы проработал в компании Razidor SAS и теперь уже сам не может разобраться: то ли он – часть компании, то ли компания – часть него. С прошлого года он развивает международную сеть отелей в Екатеринбурге. Комфортной Швеции он предпочел Урал. Говорит, что любит сложности.

Санжей Дева
генеральный менеджер отеля Park Inn Екатеринбург

Я очень люблю сложные препятствия и, когда ехал сюда, знал, что здесь их будет предостаточно. Знал, что здесь будет сложно раскручивать отель буквально с нуля и вообще привыкать к новым условиям жизни. Все-таки Екатеринбург  не самое привычное для европейцев место. В результате все оказалось даже несколько проще, чем я ожидал. Сейчас уже понимаю, что в выборе города не ошибся: он очень перспективен с точки зрения бизнеса. Развивается очень быстро, прямо-таки рекордными темпами, да и вообще мне здесь нравится. Впрочем, когда я ехал сюда, уже знал, что попаду в большой город с развитой инфраструктурой и промышленностью. Я вовсе не ожидал встретить на улице медведя или увидеть толпу в ушанках и валенках.

Я оказался здесь в первый раз в прошлом году, в конце зимы. Снег был всюду. Один лишь серый снег! Но меня это не поразило и даже не удивило. Меня вообще очень сложно чем-либо удивить, просто потому что я слишком многое видел. Работал в США и Европе, родился и провел детство в Индии, а потом объехал почти весь мир. Поэтому в Россию ехать не боялся.

К тому моменту, как я обосновался в Екатеринбурге, мой стаж работы в компании Rezidor SAS насчитывал не один десяток лет. Кстати, именно Park Inn в вашей стране пока один, в других городах мы развиваем другой бренд – Radisson SAS. Рэдиссон – это в первую очередь роскошь и престиж, а Park Inn – это отель для бизнеса. Сейчас рассматривается вопрос о строительстве неподалеку гостиницы Radisson, но это все пока только проекты.

До открытия здесь Park Inn я руководил отелем в Швеции, и не думайте, что я сорвался оттуда исключительно по решению компании, это было и мое собственное решение тоже. Здесь мне очень понравились люди. Они отличаются от москвичей или петербуржцев. Москва – огромный город, который подавляет человека, заставляет его вечно торопиться. В Екатеринбурге люди спокойны и приветливы. Мне легко находить с ними общий язык. А вот начинать здесь работать мне было непросто. С одной стороны, выходить на ваш рынок было очень интересно, с другой – это была смесь интереса с некоторой неуверенностью, что ли, в общем, адреналина предостаточно! Я сразу понимал, что здесь нельзя работать по той же схеме, что и в Европе, сама ситуация нестандартная, она заставила меня посмотреть на бизнес под другим углом. Подумайте – в городе много отелей, самых разных, но ни одного международного! Все гостиницы какие-то очень локальные, домашние, что ли... Поэтому у людей не было понимания того, что такое международный отель, какой уровень обслуживания он может предоставить. Я сразу понял задачу: это понимание придется воспитывать. Вот это и был самый настоящий вызов! А я бросать самому себе такие вызовы очень люблю.

Однако очень много в тот момент зависело не только от меня самого, даже в большей степени от подбора правильной команды. Я вообще считаю, что многие менеджеры уделяют мало внимания команде, и это огромная ошибка! Бизнес – это ведь не только сфера приложения собственных амбиций. Без хорошего персонала хорошего отеля просто и быть не может, даже если им руководит грамотный человек. Я искал людей не с практическими навыками, а с особым отношением к работе и к нашей компании. Если оно есть, наработать навыки очень легко, воспитать отношение почти невозможно. Кроме того, у тех, кто уже работал в гостиничной индустрии, есть какое-то  определенное видение процесса, и не факт, что оно правильное. Переучивать всегда сложнее, чем учить, для нас это аксиома. Есть, конечно, определенный набор необходимых качеств, это оптимизм, коммуникабельность или, как сейчас говорят, клиенториентированность, это все часть особого отношения к нашему отелю. Единственный обязательный навык – знание английского и других иностранных языков. Без этого никак, потому что мы – международный отель и хотим создать комфортную среду не только для российских путешественников, но и для людей со всех остальных частей света. Кстати, для тех, кто русского языка не знает, в Екатеринбурге есть еще один недостаток, кроме пробок, плохих дорог и проблем с транспортом. Как иностранец могу пожаловаться, что у вас все указатели на русском, все названия тоже на русском. Если речь идет о названиях улиц, ну должен же быть перевод или, по крайней мере, картинка какая-нибудь! Тем более что далеко не всегда можно найти человека, который сможет тебе все объяснить, да еще и по-английски. Сначала было сложно, но теперь я уже адаптировался. Кстати, то же самое иногда можно сказать и о персонале некоторых ресторанов, иногда нелегко найти хотя бы одного человека, который говорил бы по-английски. Вот у нас весь персонал хотя бы по-английски говорит!

Я лично присутствовал на каждом собеседовании, начиная от управленцев и заканчивая последней уборщицей. Вот говорят иногда, что люди в России ленивы и не умеют работать – я с этим категорически не согласен. Не бывает ленивых работников, бывает неправильно подобранная команда и плохие руководители. В русских отелях меня очень удивляет другая особенность – там очень большое число сотрудников. Например, в отеле на 400 номеров 130-150 человек команды. Когда мы набирали персонал для отеля Park Inn, я все-таки решил действовать по принципам компании и сказал: с чего это вдруг мы должны отличаться от других гостиниц сети, пускай у нас тоже будет не огромный штат, зато работники отличные. В таком случае рекрутинг займет намного больше времени, но это того стоит. В результате мы набирали персонал в течение почти четырех месяцев, в Европе обычно это происходит намного быстрее. Но на наш персонал еще никто не жаловался, и я этим горжусь! Бытует, например, такое мнение, что в России улыбаться не умеют… Так вот сотрудники нашего отеля улыбаются ничем не хуже, чем их коллеги из Европы!

В бизнесе никогда не останавливаешься на достигнутом, тебе всегда хочется большего. Согласитесь, очень сложно оставаться на одном месте, ты движешься либо вперед, либо назад. А уж если остаешься на одном месте – то это застой, стагнация, а для бизнеса хуже и не придумаешь. Поэтому вперед и только вперед.

У работы в России есть свои особенности, но они в любой стране есть. Ты должен адаптировать свое мышление, свою персональную стратегию к новым обстоятельствам, считаться с какими-то социальными факторами. Но в этом нет ничего страшного, совершенно естественный процесс. А стандарты качества, стандарты хорошего обслуживания – они одинаковы везде.

Вообще в моей жизни не было таких ситуаций, чтобы работа мне не нравилась, никогда не было желания сменить профессию. Сложно даже объяснить почему, ведь когда мы что-нибудь любим (а я именно на эмоциональном уровне люблю свое дело), это далеко не всегда поддается четкому логичному объяснению.

О том, чтобы сменить работодателя или вообще открыть собственный отель, я даже не задумывался. И дело здесь не в недостатке опыта. Я горжусь компанией, мне нравится быть частью ее, очень приятно быть одним из ее представителей в России. Нигде больше я работать не хочу и вряд ли буду. Даже моя семья это прекрасно понимает, хотя мне пришлось оставить ее в Швеции. Видеться с ними получается нечасто, но они с уважением относятся к моей работе и ко всему, что я делаю.

У меня есть правило. Чтобы не застояться и не прошла та самая любовь, о которой говорил, на одном месте я обычно остаюсь надолго, от двух до пяти лет. За меньшее время поднять на ноги крупный отель просто невозможно, а закрепить успехи – тем более.