Меню

Гигант на триллионном рынке. Сбербанк и Mail.ru Group создают СП в сфере транспорта и еды

«Потребительские привычки стремительно меняются, и мы вместе со Сбербанком хотим возглавить эту трансформацию». Стоимость СП на базе Delivery Club и такси «Ситимобил» может превысить 100 млрд руб.

Сбербанк и Mail.ru Group объявили о создании стратегического партнерства на рынках транспорта и еды. Как говорится в совместном сообщении компаний, они создают совместную O2O-платформу на базе Delivery Club (доставка еды) и такси «Ситимобил», стоимость которой может превысить 100 млрд руб. Совокупный оборот этих крупнейших цифровых потребительских рынков превысит 1 трлн руб. на горизонте трех лет, расти они будут более чем на 30% в год. Стороны хотят создать ведущую российскую платформу O2O-сервисов (online-to-offline) в сфере еды и транспорта.

У обеих сторон в СП будут паритетные доли. Сбербанк и Mail.ru Group подписали соглашение о намерениях о создании СП и намерены заключить обязывающее соглашение осенью 2019 г., когда получат все необходимые разрешений от органов корпоративного управления, антимонопольных структур и других регуляторов.

На рынки еды и транспорта приходится более половины расходов домохозяйств в России, это быстрорастущие сегменты с потенциально высокой рентабельностью. За счет партнерства стороны хотят расширить географию покрытия Delivery Club, ускорить региональную экспансию «Ситимобил» и усилить его позиции на московском рынке, повысить эффективность работы и качество обслуживания потребителей, в том числе за счет искусственного интеллекта. В перспективе нескольких лет они хотят вывести бизнес на IPO.

Сбербанк и Mail.ru Group планируют инвестировать до 64 млрд руб. в совместное предприятие. Если оно достигнет целевых показателей на горизонте 12 месяцев после заключения сделки.  Mail.ru Group внесет в СП свои доли в Delivery Club (100%) и «Ситимобиле» (22,69%), связанные с ними миноритарные инвестиции и опционы в другие компании этих индустрий, а также 7,7 млрд руб. живыми деньгами. Еще 5,1 млрд руб. инвестиций зависят от достижения KPI. До закрытия сделки Mail.ru Group консолидирует на СП минимум 75% акций такси «Ситимобил».

Сбербанк внесет в совместную компанию долю в компании Foodplex (35%) и 38 млрд руб. денежных средств. Если Delivery Club и Ситимобил выполнят ряд KPI в течение следующих 12 месяцев, то банк может увеличить инвестиции на 13 млрд руб.

Инвестиции в О2О-платформу — важный шаг в построении экосистемы Сбербанка. Мы выходим на крупнейшие и наиболее динамичные рынки страны, чтобы предложить нашим клиентам качественно новую модель потребления услуг и создать ведущего игрока доставки "последней мили" в России, — заявил президент Сбербанка Герман Греф.

«Потребительские привычки стремительно меняются, и мы вместе со Сбербанком хотим возглавить эту трансформацию», — отметил Борис Добродеев, генеральный директор Mail.ru Group. По его словам, партнерство позволит быстрее вывести Delivery Club и Ситимобил на принципиально новый уровень. Этот бизнес который окажет существенное воздействие на цифровую экономику России, полагает он.
 

Контекст 

В 2018 г. Сбербанк и «Яндекс» запустили маркетплейс «Беру», который рассчитывали сделать российским Amazon. Их вложения оценивались в 60 млрд руб. Но в июле 2019 г. сообщалось, что Сбербанк недоволен тем, как складывается партнерство. Банк якобы обсуждает раздел бизнеса с «Яндексом» и раздумывает о покупке одного из лидеров онлайн-ритейла — Ozon или Avito. В Сбербанке это отрицали.

Кроме того, весной 2019 г. Сбербанк приобрел 46,5% акций интернет-холдинга Rambler Group Александра Мамута, в который входят онлайн-кинотеатр Okko, портал Rambler, интернет-СМИ Gazeta.ru и Lenta.ru и другие.