Идеолог первого в Екатеринбурге концертного паба называет сцену главной деталью бизнеса Ben Hall. Хотя денег пабу сами концерты не приносят — площадка зарабатывает на кухне и баре.
Сегодня в концертные площадки превращаются не только бывшие заводские цеха, но и рестораны, бары и пабы, чьи владельцы решили с помощью концертов привлекать дополнительных посетителей. В отличие от них, для Ben Hall живая музыка — это ключевой элемент. «Еще когда мы только запускали Ben Hall, сразу договорились, что компромиссов не будет: сцена — это святое, и ей мы отведем собственное полноценное пространство, — рассказывает директор и один из основателей паба Алексей Кислов. — Такого тогда не было ни у кого. У ближайших конкурентов была сцена-трансформер, на которой днем едят, а вечером играют». Тогда — это осенью 2006 г., когда Ben Hall был официально оформлен как юридическое лицо. Идея нового заведения вынашивалась долго. Изначально оно должно было стать аналогом американского салуна времен Дикого Запада, говорит г-н Кислов: «Когда мы увидели пилотный проект со всеми этими ковбоями и дилижансами, сразу решили, что наш клуб таким не будет. Мы сели с каталогами английских заведений и составляли концепцию по ним, как по самоучителям. В итоге поняли, что у нас будет классический паб, вроде тех, что столетиями существуют в том же виде, в каком открывались. Надеюсь, что Ben Hall проживет такую же долгую жизнь».
Во сколько обошлось строительство паба, бизнесмен не раскрывает, но оговаривается, что тому, кто в теме, будет несложно посчитать примерные затраты. Многие инвестиции в оформление Ben Hall были сделаны его основателями спонтанно. Например, столетняя пишущая машинка и старинный радиоприемник, случайно купленные на блошиных рынках.
Первый концерт в новом заведении дал Найк Борзов. «Был шок от того, что только вчера здесь еще шла стройка, какие-то подготовительные работы, оформление, и вдруг, как по щелчку, заходят люди, и начинается концерт, — рассказывает Алексей Кислов. — Было много посетителей из гор¬администрации, из управления культуры. Помню, чтобы не волноваться, принял 50 граммов коньяка, давление подскочило. В общем, было суетно, но все прошло на уровне. С тех пор каждый концерт для меня — штучное и по-прежнему беспокойное событие».
Вместе с г-ном Кисловым паб создавали его соратники по бизнесу и музыке Сергей Васильев и Станислав Чернецкий. Участие сына экс-мэра Екатеринбурга в свое время породило немало слухов на тему нецелевого использования административных ресурсов для поддержки бизнеса Ben Hall. «Каждый из нас вкладывался и вкладывается в равной степени, и у каждого свои задачи, — говорит Алексей Кислов. — Сергей отвечает за техническую сторону, Стас — за работу с финансами, я — за идею. Мы логически дополняем друг друга». Главным же козырем заведения, по словам г-на Кислова, является его концертная специализация. Хотя к осознанию этого единомышленники пришли не сразу: «В нашем бизнесе есть серьезная проблема — в Ben Hall не зайдешь просто так, по дороге. К нам надо целенаправленно ехать. Трафик паба формирует наша сцена, и нужно быть в постоянном контакте с аудиторией, чтобы она нас не забывала». Так что от изначальных планов, которые не предполагали плотной концертной деятельности в Ben Hall, пришлось отказаться.
Сцена стала основным элементом паба, но на концертах зарабатывает не сам паб, а его контрагенты-промоутеры. «Мы не организуем концерты, но с нами работает от пяти до пятнадцати организаторов, — говорит Алексей Кислов. — Это люди, проверенные годами плодотворного сотрудничества. Они получают всю выручку с билетов, а мы зарабатываем на баре и кухне. Человек с улицы к нам не попадет, но не потому, что мы закрытая компания, а потому, что люди с улицы этим не занимаются. В музыкальном бизнесе Екатеринбурга все варятся на виду друг у друга, и невозможно заниматься концертами так, чтобы про тебя не знали. Хотя у нас, конечно, были проколы в работе, когда организаторы срывали концерты. Мы извинялись перед посетителями, удовлетворяли их претензии и больше с этими организаторами не работали». Но вместе с тем он вспоминает случай, когда прокол сработал на благо заведению: «Однажды нам предложили сделать концерт «Лесоповала». Это совсем не наше, но мы решили попробовать, тем более планировалась высокая посещаемость. Меня до последнего мучили сомнения, надо ли вообще делать такой концерт, но я подписался и мысленно уже смирился с тем, что придется объясняться перед завсегдатаями, когда стало известно, что из-за каких-то проволочек выступление не состоится. С тех пор мы не экспериментируем с форматом».
Четкого концертного формата у Ben Hall нет. По уверению г-на Кислова, проще перечислить те жанры, которые вряд ли можно здесь встретить: шансон и современные стили, востребованные у модной молодежи. «В городе есть множество мест, которые идеально подходят для такой музыки, но она не в наших традициях, — отмечает он. — Хотя диапазон наших концертов весьма широк, они все укладываются в определение классики: рок, блюз, джаз, диско, может быть, авторская песня. У нас есть посетители, которые ходят вообще на каждый концерт. Мы ценим их за широту вкусов».
Поскольку вся прибыль от непосредственно концертов уходит их организаторам, которые, по сути, арендуют площадку в Ben Hall, ценообразование билетов также зависит от них. По словам Алексея Кислова, затраты на аренду зала формальны и не влияют на финансовый результат организаторов. Но паб сам выбирает, в какой день недели он может принять того или иного артиста, ориентируясь на его статус: «Если мы понимаем, что этот статус высок, то отдаем под него пятницу. Под менее статусных артистов мы, разумеется, выделяем не столь коммерческие дни. Хотя часто бывают очень классные группы, которые не очень известны, но демонстрируют явную «фирмовость». Меня вообще поразил недавний концерт группы «Сегодня ночью». Материал, игра, подача: все на высочайшем международном уровне. А больше всего народа на моей памяти в Ben Hall собрал Игорь Растеряев (автор интернет-хита «Комбайнеры» — Прим. ред.). Это для меня было чрезвычайно удивительно».
Типичного посетителя Ben Hall г-н Кислов обрисовать затруднился: «Я не хочу выводить какой-то среднестатистический образ, потому что к нам ходят разные люди: и крупные строительные инвесторы, и студенты Архитектурного. Это хорошо: мы не костенеем, не становимся однобокими и не затачиваемся под определенную публику».
Пора по пабам
до 40 концертов проходит в пабе ежегодно
100 руб. - минимальная цена билета
7,5 тыс. руб. - максимальная цена билета
Источник: данные компании.