Принимать ЧМ по футболу не только хлопотно, но и прибыльно. Сколько Россия может заработать с учетом не приехавших на чемпионат итальянцев и огромного числа туристов из небогатых стран?
Спортивный журналист Андрей Вашкевич рассказал Forbes, сколько Россия может заработать на ЧМ-2018. По прогнозам, до финала чемпионата стоит ждать до 1,5 млн болельщиков, но платежеспособны далеко не все из них.
— Финансовую успешность чемпионата мира определяет множество факторов: географическое положение и состояние экономики принимающей турнир страны, размеры стадионов и общий интерес публики к событию. Но не менее важен и состав участников турнира — уровень жизни и внимания к футболу в этих странах, а также наличие диаспор в стране-хозяйке.
Простой пример: за путевку в Россию-2018 в североамериканской отборочной зоне боролись сборные США и Панамы. Понятно, что приезд первой команды — это гораздо больше платежеспособных болельщиков и потенциальных доходов для организаторов. Однако в итоге на турнир прибудут загадочные панамцы, а американцев ожидается меньше, чем могло быть.
Откуда едут болельщики
Сложносочиненная билетная программа чемпионата мира стартовала в сентябре 2017-го, а за неделю до начала турнира было реализовано более 2,4 млн билетов. Топ-10 стран по количеству купленных билетов выглядит так:
1. Россия — 871 797
2. США — 88 825
3. Бразилия — 72 512
4. Колумбия — 65 234
5. Германия — 62 541
6. Мексика — 60 302
7. Аргентина — 54 031
8. Перу — 43 583
9. Китай — 40 251
10. Австралия — 36 359
Лидерство хозяев турнира — обычное дело. Стоит отметить второе место американцев: их в два с лишним раза меньше, чем на чемпионате-2014 в Бразилии, но все-таки немало. Американцы хотят посмотреть на мегазвезд уровня Роналду и Месси, которые в Штаты пока не доехали.
Похожая история — с Китаем. Местные болельщики тоже приедут смотреть на классный футбол, а не поддерживать свою команду.
Удивительно, но в десятке только две европейские страны — Россия и Германия. Немецкие болельщики — почти константа для топ-турниров. В топ-10 нет англичан, и это можно объяснить исключительно политической напряженностью и «делом Скрипаля».
Мимо чемпионата мира-2018 пролетела сборная Чили — это, безусловно, потеря. Но вместо них — впервые за 36 лет на турнир пробились перуанцы. Однако, пожалуй, чилийцы ценнее в плане покупательской способности.
Кто потратит больше
Довольно трудно подсчитать, сколько тратит на чемпионате мира средний представитель каждой страны. Однако перед турниром-2014 это попыталась сделать авторитетная нидерландская финансовая компания ING. Она задала более 8 000 болельщиков из 15 стран вопрос: сколько вы готовы потратить на атрибутику? Таблица ответов получилась такая (в евро):
1-2. Аргентина — 48
1-2. Россия — 48
3. Бразилия — 40
4. Чили — 38
5. Италия — 32
6. Испания — 31
7. Южная Корея — 29
8-9. Германия — 17
8-9. Австралия — 17
10-11. Франция — 16
10-11. Англия — 16
12. Португалия — 15
13-14. Бельгия — 12
13-14. США — 12
15. Голландия — 5
Потери команд Чили и Италии, исходя из этой таблицы, будут ощутимыми для России. А вот голландцы и американцы не слишком щедрые ребята. И все же здесь трудно построить линейную зависимость. С другой стороны, те же перуанцы или панамцы способны потратить в России вообще все, что у них есть на счетах. Ведь трудно предсказать, когда в следующий раз их команды пробьются на чемпионат мира. Вполне возможно, что их щедрость компенсирует потерю европейских тяжеловесов.
Сколько Россия может заработать
По данным ФИФА, ЮАР во время чемпионата мира-2010 посетили 309 554 иностранных туриста, которые оставили в стране 3,64 млрд рандов (почти $480 млн). То есть в среднем каждый болельщик потратил порядка $1550. На южноафриканском первенстве были практически все топ-команды, привлекающие болельщиков. Посетовать можно было разве что на отсутствие шведов с Ибрагимовичем. Отметим, что по данным The Guardian изначально на чемпионате мира, исходя из квалифицировавшихся сборных, ожидали до 750 000 болельщиков, но фактическая цифра оказалась гораздо ниже. Сдерживающим фактором стала география: в ЮАР отовсюду далеко.
В Бразилии-2014 скачок потока туристов, по данным The Mirror, был внушительным — 1 018 876 в июне-2014 по сравнению с 350 025 годом ранее, хотя прогноз был гораздо скромнее (600 000). По оценке Yahoo, каждый из них потратил в Бразилии порядка $2500 — почти на $1000 больше, чем в ЮАР. CNN оценивала приблизительные затраты среднего болельщика даже выше — от $3000.
В России ожидают до 1,5 млн болельщиков из-за рубежа. На начало июня 2018-го заявки на получение Fan ID (документ, который дает право безвизового въезда в Россию в период чемпионата мира и обязателен для посещения стадиона) подали около 600 000 иностранцев.
Болельщики уже давно присматриваются к возможным тратам в России во время чемпионата мира. Сайт American Outlaws предлагал пакеты для болельщиков по $5400 — что за вычетом авиабилетов означает $3500-4000, потраченных на территории России. Сайт hullfinancialplanning.com предполагает, что самостоятельное путешествие в Россию из Далласа с тремя матчами (в Москве, Санкт-Петербурге и Казани) обойдется примерно в $10 000. Roadtrips.com предлагает 2 матча за $7645 с проживанием в стандартном номере и $9585 — в «делюксе» (7 ночей). На три игры расценки такие — $12095 и $15395 (12 ночей).
На tripadvisor.com советуют не ночевать в городах, где пройдут матчи:
Будьте готовы, что во время чемпионата мира цены будут гораздо выше, чем обычно. Чем платить $3000 за одну ночь в Саранске, лучше потратьте 2100 рублей ($35) и 2,5 часа — и переночуйте в Пензе.
The Independent рассказал историю про рост цен на 18000% в некоторых гостиницах: «Эксклюзивная сделка с лучшим соотношением цена/качество может оказаться палаткой на двоих в поле в девяти милях от стадиона за £63». В принципе, желание малого бизнеса заработать на топ-турнире совершенно логично. Всплеска цен на проживание и общепит не избежала ни одна страна, принимающая чемпионат мира. Вопрос всегда только в степени жадности хозяев.