Из-за разных подходов к индентификации по исполнительным документам порой списывают средства со счетов клиентов, которые не являются должниками. Разрешить проблему должен специальный закон.
О проблеме ошибочных списаний со счетов клиентов говорится в письме Ассоциации российских банков директору Федеральной службы судебных приставов Дмитрию Аристову. К риску списаний со счетов клиентов, которые на самом деле не являются должниками, приводит ограниченный набор реквизитов для идентификации. Более чем половина постановлений, которые приставы направляют в банки, содержат ИНН физического лица, но в базе данных ИНН может отсутствовать. При этом паспортные данные должника, как правило, в постановлениях отсутствуют. То есть единственный общий пункт опознавания должников у банков и приставов — ФИО физлица, а также дата и место его рождения, но по некоторым документам последние два пункта не указаны, уточняет РБК. Для решения проблемы АРБ предлагает ФССП указывать полные паспортные данные должников.
Оценить масштаб проблемы ошибочных списаний невозможно, но такие случаи есть. Банкиры, опрошенные «Коммерсантом», согласны, что стоит расширить перечень обязательных параметров в запросе или постановлении судебного пристава-исполнителя. Но ФССП менять установленный порядок не планирует. По закону сейчас пристав-исполнитель не обязан указывать паспортные данные должника, и может даже не знать их, когда выносит постановление.
Решить вопрос планируется на законодательном уровне — Минэкономразвития разработало соответствующий законопроект. Согласно готовящейся поправке, пристав должен убедиться, что указываемые им в постановлении данные точно идентифицируют человека, к которому они применяются. Но инициативу дорабатывают, и когда она будет внедрена, неизвестно. Пока же банкам приходится лавировать между риском ошибиться и обязанностью исполнить постановление пристава.
Что делать при ошибочном списании средств по исполнительному листу
В этом случае клиенту стоит реагировать как можно быстрее: банк сначала перечисляет средства приставу, а тот уже отправляет их конечному взыскателю. Пока деньги находятся у пристава, банк может постараться быстро вернуть их как ошибочный платеж. Иначе придется обращаться напрямую к взыскателю, который может отказаться добровольно вернуть средства. Тогда банку придется подавать к нему иск о неосновательном обогащении.
Но бывает, что банк не согласен с клиентом и считает списание правильным. В этом случае обращаться в суд придется самому клиенту. Для аргументации ему надо будет предоставить выписку по счету с указанием ошибочно списанной суммы, письмо в банк о неправомерном списании и ответ банка с отказом вернуть деньги. В такой ситуации у клиента будет больше шансов на победу, но это займет время, сказал РБК начальник юридического управления СДМ-банка Александр Голубев.