Меню

«Сделали весь бизнес своими руками». Какой была погибшая совладелица S7 Наталия Филева

«Умница с абсолютно стратегическим мышлением. И очень жесткая бизнесвумен». Как вспоминают совладелицу крупнейшей частной авиакомпании России, погибшую в авиакатастрофе.

Председатель совета директоров и совладелица S7 Group Наталия Филева погибла в авиакатастрофе 31 марта в Германии. Она находилась в частном самолете Epic-LT, который потерпел крушение в нескольких километрах от аэропорта Франкфурт-Эгельсбах, не дотянув до взлетной полосы. На борту находились также ее отец и пилот, все они погибли. 

Наталия Филева была главным двигателем S7 — за 20 лет организация из небольшого и проблемного новосибирского отряда стала крупнейшей частной авиакомпанией России. Вместе с супругом Владиславом они стали владельцами контрольного пакета «Сибири» в 1998 г., в 2001 г. со второй попытки приобрели большую авиакомпанию «Внуковские авиалинии». В середине 2000-х Филевы провели ребрендинг «Сибири». 

Филева хотела, чтобы компания была настоящей, профессиональной, не просто компанией, которая пришла пену снять. Не умаляя достоинства других авиакомпаний, они первыми внедряли все новации, которые появлялись на мировом авиационном рынке. Они находили возможность выйти из любой ситуации, и настойчивость Наталии Валерьевны: не бросим, будем сражаться до последнего, была решающим фактором, — сказал The Bell Владимир Тасун, глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

S7 — прибыльная авиакомпания, вопреки общей убыточности российской авиаотрасли: за 2017 г. выручка компании составила 118 млрд рублей, чистая прибыль — 4,4 млрд. Филевы всегда были экономными, вели взвешенную коммерческую политику и выигрывали на мелочах, говорили эксперты, рассуждавшие о причинах успеха. 

В 2008-2009 гг. Филевы могли потерять авиакомпанию: перед кризисом S7 обновляла авиапарк и имела большой долг. Половина компании была в залоге у Сбербанка, основного кредитора. S7 начала допускать дефолты, правительство условием господдержки назвало объединение с «Аэрофлотом». «Греф стучал по столу — надо отдавать компанию», — цитирует The Bell свой тогдашний источник, близкий к Филевым. Но S7 перекредитовалась в Альфа-банке под личные поручительства Филевых. 

Наташа была самый гениальный финансист и менеджер из тех, кого я знал. Самый лучший. Ей просто не было равных. Умница с абсолютно стратегическим мышлением, мгновенно схватывала и решала любую проблему. И очень жесткая бизнесвумен, — сказал бывший совладелец ВСМПО-АВИСМА Вячеслав Брешт

Все участники российского авиарынка, конкуренты и противники Филевых, всегда отзывались о них как о настойчивых, увлеченных и порядочных бизнесменах. «Они совсем порядочные бизнесмены и сделали весь бизнес своими руками. И они какие-то искренние люди», — сказал экс-глава администрации президента РФ Александр Волошин.

В 2018 г. Forbes оценивал состояние Филевой в $600 млн.

Она совершенно удивительная женщина, которая принесла в российскую гражданскую авиацию принципиально новый подход к ведению бизнеса, основанный не только на неведомом здесь ранее многофакторном, тщательном и качественном анализе происходящего, но и на удивительном даре предвидения, широте кругозора, на способности взаимодействовать с людьми, брать от них самое лучшее. Ее энергия, неравнодушие, постоянное стремление к новому и стали тем фундаментом, на котором создавалась и добивалась успехов группа S7,— сказал «Коммерсанту» глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.