«Многие верят, что продукт начнет продаваться, лидов будет больше, рынок поднимется, сезон начнется, будет новое оборудование и заживем! Такой уж подход у предпринимателя — верить в лучшее».
Количество новых бизнесов в России сокращается на протяжении последних нескольких лет, экономический кризис особенно больно бьет по малому и среднему бизнесу. Только за первый квартал 2019 г. в России количество вновь созданных компаний в Госреестре сократилось на 21,9%. Растущая налоговая нагрузка и бюрократические барьеры мешают созданию нормального инвестиционного климата. В таких условиях бизнес начинает терпеть убытки и ищет варианты выхода из банкротного состояния.
Программист, предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов» «Главстарт» Аркадий Морейнис говорит, что в таких условиях предприниматели должны научиться работать на кредитных средствах и ни в коем случае не маскировать убытки компании личными финансами.
Руководитель компании Avtobus1.ru Андрей Калашников уверен, что не только экономический кризис убивает бизнес, многие собственники самостоятельно загоняют свои компании в яму. В колонке на DK.RU он рассказал, почему фирмы начинают «прожирать» не свои деньги и как можно выбраться из долговой ямы.
Справка DK.RU
Штат более 150 человек, количество клиентов более 15 тыс.
Общее покрытие: более 80 городов России.
Avtobus1.ru принимал участие в организации перевозок во время Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.
Автопарк компании составляет более 50 тыс. единиц транспорта. Оборот компании более 500 млн руб. в год
Андрей Калашников, основатель и руководитель компании Avtobus1.ru:
— Недавно на «Бизнес Среде» я пообщался с коллегами из сферы аудита. Мы нашли общую тему: обсудили убыточность компаний. Пришли к выводу, что сегодня до 70% малого бизнеса находится в убытке и продолжает себя закапывать.
Почему компании убыточны? Многим кажется, что круто держать волну на входящем денежном потоке, живя на средства контрагентов-кредиторов. Руководители тянут деньги из оборотного капитала, плохо считая, и радуются! Кстати, это касается и малых предприятий, и бизнесов с миллиардными оборотами.
Если мы говорим про классические модели бизнеса, то основных причин убыточности четыре. Во-первых, не просчитанная бизнес-модель. Многие слишком оптимистично смотрят на происходящее и неверно оценивают лимиты расходов. Во-вторых, к убыткам приводят банальные риски, которые всегда сопровождают бизнес: человеческий фактор, неплатежи контрагентов и так далее. Третий враг бизнеса — слабый менеджмент. И, наконец, четвертое: неуправляемые риски — конъюнктура рынка, экономика и так далее.
Еще один момент: мало кто из предпринимателей считает управленческую отчетность. Я встречал не больше 50 предпринимателей, кто знает свою чистую прибыль, естественно, такие руководители не могут принимать правильные управленческие решения. Они не переживают за бешеную стоимость лидов, по которым никто не перезвонил (в моем бизнесе по аренде автобусов бывает что только стоимость клика доходит до 800 руб.). В итоге бизнесы катятся вниз, пожирая не свои бабки.
Стоит отдельно сказать про стартапы. Часть из них изначально ориентируется на убыточную юнит-экономику в угоду капитализации и получению инвестиционных раундов. Такие бизнесы убыточны, потому что быстро растут. Если быстро расти, то инвестиции в проект обгоняют выручку. Их идея — поднимать деньги, расти быстрее рынка, а затем или стать лидером, или продать кому-то, кто сможет решать уже свои стратегические задачи через компанию.
Сколько можно жить в убытках? В зависимости от оборота и оборачиваемости бизнес продержится от года до трех, потом будет тяжело вылезти из долговой ямы. Но зато если выбрался, то у тебя точно будет захватывающая история о сложной судьбе предпринимателя, о том, как ты вытащил сложный кэш-флоу, которая зайдет на любой вечеринке.
В общем-то с убыточностью можно бороться, основных способа два:
- наращивать маржинальность, что очень непросто в текущих кризисных явлениях;
- сокращать затраты, снижать кредиторское бремя и инвестиции.
Вытянуть бизнес можно несколькими способами: снижать издержки, привлекать займы, обращаться в финансовые институты, брать деньги физиков, контрагентов и поставщиков.
Самое приятное — это поставщики. На самом деле, бизнесу важно уметь жить на чужих деньгах, но только если он понимает, как он их отдаст и за счет чего. Если идет планомерное ухудшение баланса и рост кредитной задолжности без понимания, за счет чего компания собирается зарабатывать, — это плохо.
Что касается банков, то в текущих условиях они не дадут денег тем, с кого в случае неудачи нечего взять. Поэтому путь МСБ в банки часто заказан, ведь залоговое имущество отсутствует.
Кредитование бизнеса физиками сегодня популярно. Но и здесь есть любопытные кейсы. Основатели футбольной школы FootyBall и интернет-магазина Little Gentrys привлекали деньги физических лиц на развитие бизнеса, они не хотели, чтобы ключевые инвесторы могли принимать участие в управлении компаний. Однако когда наступило время выплат процентов вкладчикам, компании не смогли выполнить свои финансовые обязательства.
В любом случае, в долг можно работать долго, проводя работу с поставщиками и постоянно перекредитовываясь, но баланс компании будет ухудшаться.
Во что все верят? Что продукт начнет продаваться, конверсия отдела продаж увеличится, лидов будет больше, рынок поднимется, сезон начнется, будет новое оборудование и заживем! А пока берут тачку в кредит, чтобы ездить на бизнес-тренинги. Некоторые даже знают, что они убыточны, но живут в надежде, что скоро продукт выстрелит или найдется инвестор.
Закрывать бизнес надо уметь, и делать это без эмоций. Если все наши попытки по исправлению ситуации не срабатывают, стоит дать себе срок, и если изменений нет, то — фиксировать убытки и закрываться.
У каждой отрасли свои сроки окупаемости и выхода в операционный ноль. Не помешает среднеотраслевой бенчмакринг (эталонное тестирование), когда ты проводишь сопоставительный анализ деятельности собственной компании с работой прямых конкурентов.
Но обычно очень тяжело остановиться вовремя. Жалко времени и денег. Решение о закрытии бизнеса — очень сложное.
Бизнес — это система с кучей неформализованных элементов: спрос, риски, человеческий фактор. На что-то можно влиять, на что-то не совсем, и всегда хочется верить, что вот можно напрячься и выйти в операционный ноль. Такой уж подход у предпринимателя — верить в лучшее. В работе без оптимизма — делу труба.