«Надо запретить выпускать экономистов непрофильным вузам. Тогда прекратится обман абитуриентов, которым обещают дать хорошее образование по цене в два раза ниже рынка», — Яков Силин.
Уральский государственный экономический университет (УрГЭУ) — многопрофильный экономический вуз, основанный в 1967 г. В настоящее время в УрГЭУ обучается 16 тыс. студентов. С 29 декабря 2015 г. ректором университета является доктор экономических наук, профессор Яков Силин. В интервью DK.RU ректор главного экономического вуза Урала рассказал, как меняется отношение к высшему образованию и почему вузы должны больше взаимодействовать с реальным сектором экономики.
Сегодня в мире очень быстро меняются требования к профессиям. Успевают ли университеты, которые готовят специалистов, за этими переменами? И должны ли они успевать?
— Да, в мире очень быстро происходят изменения, но университет — это, в хорошем смысле, консервативная система, в этом его преимущество. Конечно, вузы должны следить за трендами, но, в значительной степени, сила университетов в системности и стабильности.
Вуз — это центр накопления и передачи знаний. Здоровый консерватизм позволяет сохранять накопленный опыт, видеть запросы на новое и развиваться. Важно сохранять традиции, но смотреть в будущее.
Мы стараемся следить за изменениями, которые происходят в экономике, в социальной сфере, смотрим, как трансформируется общество, чтобы актуализировать знания, которые передаем студентам. Каждый год мы смотрим, какие обучающие программы нуждаются в корректировке, где-то вводим новые профили обучения и даже новые направления подготовки.
В 2019 г. в университете появилось 13 новых профилей бакалавриата, таких как бизнес-аналитика, технологии управления недвижимостью, инжиниринг технологического оборудования. Также мы ввели 12 новых программ магистратуры: финансовые рынки и инвестиции; экономическая безопасность государства и бизнеса; управление персоналом и данные о людях и других.
Мы это сделали не потому, что гонимся за модой, а потому что видим, что бизнес-процессы меняются, требования к знаниям и навыкам специалистов также меняются. Нужно помнить, что высшее образование — это не мода, это фундаментальные знания, которые человек получает на всю жизнь.
Насколько высока конкуренция на рынке высшего образования Екатеринбурга? В чем преимущество УрГЭУ?
— При огромной конкуренции среди вузов Екатеринбурга — у нас 16 только госуниверситетов — наш университет остается востребован. Почему? Дело в том, что УрГЭУ — не просто экономический, а экономико-технологический вуз.
Уже десятки лет мы преподаем дисциплины, связанные с серьезным сервисом, пищевыми технологиями и биоинженерией. УрГЭУ единственный профильный экономический университет на всем пространстве Большого Урала.
Но у нас есть серьезная проблема: сегодня экономику не преподает только ленивый. Причем часть из того, что предлагают абитуриентам — это не просто «недоэкономика», это откровенная халтура. Выпускники после таких вузов не могут устроиться на работу, что, в общем-то, понятно. Я убежден, что у университета должен быть профиль, а у нас в стране большое количество вузов, где учат всему подряд. Так быть не должно.
Почему у нас в стране достаточное количество проблем в сфере юриспруденции и экономики? Толку, что выпускников по этим направлениям много, хороших специалистов мало.
Как решить эту проблему?
— Надо запретить выпускать юристов и экономистов непрофильным вузам. Когда это произойдет, прекратится обман абитуриентов, которым обещают дать хорошее экономическое образование по цене в два раза ниже рынка.
Ведь когда к руководителю предприятия приходит устраиваться на работу лжеэкономист, чудофинансист или околобухгалтер, рассчитывать такому выпускнику не на что.
Как, на ваш взгляд, изменилось отношение молодежи к высшему образованию?
— Постепенно приходит понимание, что просто наличие диплома, «корочки», ничего не значит. Нужны знания, навыки. Возрастающая конкуренция на рынке подталкивает всех к одному: учиться, получать новые знания.
Абсолютное большинство студентов в УрГЭУ учится за свой счет, это очень важно. У нас только 15% бюджетных мест, на остальных местах студенты учатся за свой счет. Это самый высокий показатель по количеству платных мест среди университетов Урала. При этом у нас выстраивается очередь из абитуриентов, которые хотят поступить на платное обучение.
Если человек вкладывает в себя ресурсы, то должен ценить свое время и деньги, это инвестиции в самого себя, которые в перспективе должны окупиться.
Я убежден, что, если сегодня человек является плохим студентом, он не сможет завтра стать хорошим работником. Потому что для студента получение образования, посещение лекций — это и есть работа, это тяжелый труд на свое же благо. И если человек не хочет трудиться на свое же благо, неужели мы будем полагать, что в перспективе он будет трудиться на кого-то? Конечно, нет.
По этой причине мы занимаем принципиальную позицию в отношении тех студентов, которые недобросовестно относятся к учебе. Многих отчисляем. Нам очень дорога репутация вуза, за каждого выпускника можем поручиться. В течение всего обучения мы собираем портфолио на каждого студента, где указаны его научные и профессиональные интересы. Мы стараемся помогать студентам находить работу.
Университет нужен не для того, чтобы получить диплом, а для того, чтобы получить знания и выйти на рынок труда.
Раньше университеты часто ругали за то, что приходится переучивать выпускников. Сейчас ситуация изменилась? Как вы решаете вопрос трудоустройства выпускников?
— По оценке российского министерства образования, у нас очень высокий уровень трудоустройства выпускников: не меньше 85% студентов в первые месяцы после окончания обучения трудоустраивается. Это только те, кто устраивается на работу по прямой специальности, реальный уровень трудоустройства выше, порядка 95%.
От отдельных руководителей до сих пор слышны претензии в адрес вузов. Здесь я должен сказать, что, например, наш университет всегда открыт для предложений. Мы стараемся привлекать участников реального сектора экономики для корректировки и оценки актуальности учебных программ.
Если бизнес чувствует, что выпускникам не хватает каких-то навыков или знаний, не нужно критиковать в пустоту и ждать, что все само собой изменится. Мы приглашаем всех желающих, всех потенциальных работодателей обсуждать учебные программы студентов, многие так и делают.
Крупные предприятия города и области знают наших преподавателей и наш подход к обучению — практико-ориентированный.
Лекции, семинары, практикумы мы стараемся проводить на предприятиях, чтобы студенты быстрее осваивали теоретико-практические процессы. Примеров подобного сотрудничества много: «УГМК-холдинг», Трубная металлургическая компания, «Уралвагонзавод», Нижнетагильский металлургический завод, Оптико-механический завод, «НПО автоматики» или, например, банковская сфера: «ВТБ », Сбербанк, «УБРиР».
Конечно, скорость изменений в реальной жизни гораздо быстрее, нежели в университете. Мы обязаны руководствоваться федеральным государственным образовательным стандартом, но при этом у студентов УрГЭУ есть возможность использовать индивидуальную траекторию обучения. Более того, есть возможность учиться у практиков — до 20% предметов у нас преподают действующие специалисты в области финансов, владельцы бизнеса и так далее.
Но, вообще говоря, если вы столкнулись с отдельно взятым выпускником, которого пришлось переучить, это не значит, что все остальные такие же слабые, не стоит обобщать.
Вы уже начали говорить про индивидуальные программы обучения, сейчас также много говорят о цифровизации университетов. Вы идете по этому пути?
— Все вузы осваивают цифровизацию в большей или меньшей степени. Мы начали этот процесс давно. В системе онлайн-образования наш университет работает уже 15 лет, у нас работает Институт непрерывного дистанционного обучения.
Сегодня любую лекцию студент может смотреть в личном кабинете. Там же доступна вся литература, можно нажать на кнопку и получить весь конспект лекций.
Мы не против внедрять интерактивные формы обучения, но, на мой взгляд, ничто не заменит прямого контакта с преподавателем. Об этом говорят и сами студенты. Дело в том, что в жизни может больше не выпасть шанс получить очное образование, а хорошее образование — это все-таки очное.
Но это совсем не означает, что, если жизненные обстоятельства не позволяют получить очное образование, от него нужно отказаться. Как раз в этом случае онлайн-обучение приходит на помощь.
В 2020 г., если коронавирус не заставит изменить планы, в одиннадцатый раз должен пройти Международный евразийский экономический форум молодежи. Это мероприятие уже стало визитной карточкой региона.
— Много лет назад мы придумали это мероприятие, сначала это была небольшая конференция. Но нам настолько точно удалось уловить настрой и желание студентов, что сегодня форум — крупнейшее научно-практическое мероприятие экономического профиля в студенческой образовательной среде.
Мы предложили молодежи площадку, на которой они могут заявить о своих амбициях, проявить себя и быть замеченными. Наш форум поддерживает министерство по делам молодежи, губернатор Свердловской области, Вольное экономическое общество.
С каждым годом возрастает количество участников форума, конкурсов, экспертов, зарубежных гостей. В десятом форуме участвовали порядка 3 500 человек из 72 стран и 70 регионов России, 460 экспертов, прошло 33 крупных конкурса, более 2 000 участников — от УрГЭУ.
В этом году ждем еще больше — около 4 тыс. человек.
Вуз в прошлом году начал реализацию кампусного проекта. Что это за проект?
— В конце 2019 года при поддержке ВТБ иностранные студенты нашего университета стали участниками так называемого кампусного проекта для иностранных студентов. Сейчас обладателями таких карт являются 1200 человек.
На первом этапе учащиеся получили пластиковые электронные карты, дающие доступ на территорию общежития: посетитель прикладывает карту к турникету и сотрудник охраны сразу видит на экране монитора фотографию входящего, его имя.
В перспективе карты можно будет использовать и для доступа в учебный корпус. Кроме того, мы планируем осуществить превращение электронных карт в универсальный платежный инструмент для доступа к различным услугам для студентов.
В этом году был принят новый герб университета. Почему решились на перемены, насколько гербовая символика важна для вуза?
— Герб — это символ особого достоинства, для нас это был очень серьезный шаг. Работа над гербом университета возобновлялась и приостанавливалась в течение многих лет: шли споры, предлагались варианты. Точки зрения порой были диаметрально противоположными. Ведь речь идет об особом символе и глубоких смыслах, о философском, нравственном и историческом содержании, об идентификации в одном изображении целой организации — вуза, с его историей и будущим.
В течение всего прошлого года главный художник — специалист по гербам — Александр Грефенштейн — работал над эскизами, идейной составляющей.
В итоге герботворчества родился герб с изображением грифона, являющегося соединением ума и силы, знаний и практики. Также грифона считают стражем сокровищ и исполнителем божьей воли. Идущий грифон стоит на трех камнях, символизирующих прочный фундамент, основой которого являются знания. Фундамент — это еще и каменный пояс Урала, Рифейские горы, где расположен вуз.
Внутри каждого из трех камней — византийская монета, что, безусловно, говорит о финансовой и экономической деятельности. Монеты — еще и символ финансового благополучия. А для вуза, где сосредоточена финансовая школа Урала и десятки лет готовят финансистов, это имеет особый смысл.
Щит герба делится на два цвета: наполовину лазоревый (так в геральдике называют синий цвет), наполовину зеленый. Синий символизирует Европу, зеленый — Азию. Синий показывает сочетание науки, образования, знаний и теории, а зеленый — практики, торговли и разнообразных производств, что также является прямой характеристикой образовательной составляющей университета, его преимуществ.
Как, на ваш взгляд, в ближайшие годы будет развиваться высшее образование и сам университет?
— Однозначно будет усиливаться процесс внедрения новейших технологий в учебный процесс. Резко будет возрастать конкуренция среди вузов по профильности образования.
УрГЭУ свои позиции сохранит и преумножит, я в этом уверен. В планах обновление материальной базы. У нас сегодня есть проблема: нам не хватает учебных корпусов, студентов очень много. Пока что вопрос финансирования не решен, но мы будем искать возможности.
Думаю, что будет усиливаться связка вуз-работодатель, что в результате избавит нас от разговоров о слабости подготовки кадров. Сегодня мы настойчиво приглашаем бизнес участвовать в образовательном процессе, а завтра бизнес сам будет стучаться в двери, потому что понимает, что вложения в науку и образование делает компанию передовой, лидером отрасли.
***
В 2020 г. в Уральском государственном экономическом университете состоятся очередные выборы ректора. Яков Силин заявил, что будет в них участвовать.