Меню

Семь советов стартаперам на примере продажи 40 кг пельменей

История о том, как из идеи устроить пельменную вечеринку — слепить за вечер 3−6 кг пельменей и продать их знакомым — едва не получился стартап. И какие уроки помог извлечь этот опыт.

Руководитель пресс-службы Яндекс.Денег Надежда Кияткина дала советы начинающим предпринимателям, основываясь на собственном случайном опыте. Все началось с того, что она она опубликовала запись на своей странице в Facebook:

«Дорогие друзья, специальное предложение! Принимаются заказы на домашние пельмени. Налеплю собственноручно с подругами! Качество домашнее, цены - магазинные! 400 р/кг за говядину или говядину + свинину. Ударим по кризису антикризисными предложениями, разбавим девчачьи посиделки смыслом :))».

Рассчитывая на отклик всего нескольких друзей, за три часа Надежда неожиданно для себя набрала заказов на изготовление 40 кг пельменей. Некоторые заказывали по 1 кг на пробу, другие - 2-3 кг, кто-то просил слепить килограмм по эксклюзивному рецепту, а кто-то интересовался, возможна ли доставка пельменей в Минск.

После многочасовой лепки пельменей в союзе с родственниками и друзьями Надежда Кияткина опубликовала другой пост под названием «Как мы лепили пельмени, или 7 советов начинающим стартаперам».

Совет 1. Не недооценивайте силу пиара

«Если вашему стартапу кажется, что о нем немедленно должна узнать вся Россия, возможно, вам только кажется! Остановитесь – подумайте о мощностях, логистике, упаковке, не исключено, что на утро вам потребуется в 5 раз больше всего этого! Кстати, первый сигнал, что наши пельмени со своим пиаром отправились прямо в космос, я получила на семинаре Сбербанка, когда сто лет не видевший меня коллега по старой работе, поймав после мероприятия, спросил сходу не «как дела?», а “как твой пельмень-стартап?”».

Надежда Кияткина рассказала, что на составление таблицы заказов у нее ушло несколько часов, а на развозку готовых пельменей - несколько дней.

Совет 2. «Если вам кажется, что ваша идея очень простая в реализации, возможно, вы просто ничего не знаете про вашу идею»

«Первым на помощь пришел муж подруги – он несколько раз ездил в магазин, чтобы купить мясо (да-да, купить за раз 40 кг – это, на самом деле, невозможно!), следующей вызвалась ее свекровь – известный азартный кулинар, успокоив нас, что часов за 5 один человек может слепить 5 кг пельменей, а нас уже стало 7 – значит, всего несколько часов – и дело в шляпе. На всякий случай мы решили подстраховаться и начать раньше – с пятницы. После первого часа Татьяна Павловна первая провозгласила: «Девочки, у нас проблема, мы слепили пока только 2 кг». Вечер закончился позорно – 11 кг, большую часть из которых я повезла домой, чтобы отдать заказы».

Совет 3. «Не допускайте неквалифицированный персонал к управлению процессами! Сэкономленное время или деньги вам все равно придется компенсировать».

Кияткина рассказала, как ее супруг, пытаясь уложить в морозильную камеру готовые пельмени, перепутал пакеты с разным по составу фаршем. В итоге четыре пакета «стали совершенной загадкой».

«Дав себе команду не впадать в панику, я поставила 4 кастрюли на каждую конфорку – закинула в каждую по одному пельменю с говядиной и по одному – с непонятиной, и принялась определять разницу на вкус. Один пакет так и не поддался идентификации и ушел в убытки».

Совет 4. «Вы будете выглядеть очень странно, отменяя заказ, который сами до этого взяли, честное слово»

«После второй серии лепки, поняв, что, похоже, рискуем провалить взятые на себя обязательства, мы трусливо сократили заказ на 10 кг, написав человеку, который заказал сразу много по индивидуальному рецепту. Это были 10 минут боли и унижения, после которых последовало невероятное чувство облегчения)) Удалось частично уговорить человека снизить количество кг, а частично – взять по нашему рецепту».

Совет 5. «Если у вас несколько устойчивых бизнесов, в «кризис» вам придется отказаться от того, который возник как “стартап”»

По словам Надежды Кияткиной, первые пакеты с пельменями, попавшие к заказчикам, имели большой успех:

«Пельмени заполнили Фейсбук, тут же приобрели прозвище «пельментинки», и муж, признав безоговорочный триумф, предположил, что мне пора ставить пельмень на аватарку. Я же за это время уже успела получить выговор от научрука, так как просрочила сроки работы по научной диссертации, а также перепутала время рабочей конференции, собравшись на нее на день раньше, чем было нужно. Но зато с девчонками так часто мы созванивались разве что на первом курсе! Не говоря уже о том, что за очень короткий период времени я успела повидаться с теми, кого не видела по несколько лет! Пельмени сближают!»

Совет 6. «Всегда имейте в запасе инвестора (желательно постарше и посолидней), которому вы сможете быстренько продать свой стартап»

Самым стойким участником «Пельмениады» оказалась вышеупомянутая Татьяна Павловна - свекровь подруги Надежды Кияткиной. Она даже готова принимать заказы - можно звонить ей по телефону +79162569219 или писать смс.

Совет 7. Самый счастливый совет

«Если вы на перепутье и не знаете, какой открыть бизнес – ЛЕПИТЕ ПЕЛЬМЕНИ!»

Читайте также: Лучшие бизнес-идеи 2016 года: своё дело без лишних затрат