У алюминия как легкого, прочного и не подверженного коррозии материала есть злейший конкурент— пластик. В новых автомобилях процент содержания пластика несколько выше, чем алюминия, а «Боинг» вывод
У алюминия как легкого, прочного и не подверженного коррозии материала есть злейший конкурент— пластик. В новых автомобилях процент содержания пластика несколько выше, чем алюминия, а «Боинг» выводит на рынок «Дримлайнер», у которого большая часть конструкции крыла и фюзеляжа изготовлена из пластмассовых композитов. Но сфера применения алюминия постоянно расширяется— строительство, фасадные и интерьерные системы, упаковка, а поэтому забвение на ближайшие десятилетия ему точно не грозит.
Среднестатистический житель России и СНГ существенно отстает от своего западного собрата по количеству потребляемых килограммов алюминия, неважно, в какой его ипостаси— в виде пивных ли банок, упаковок или деталей фюзеляжа авиалайнеров. Поэтому в России и СНГ перспективы производителей алюминия гораздо лучше, чем на Западе,— пока мы будем догонять среднеевропейский уровень потребления.
Как кризис отразился на потреблении и производстве алюминия в России?
— 2009 г. был одним из наиболее сложных в истории мировой экономики. Для отраслей, потребляющих алюминий в России и СНГ, кризис конца 2008-2009гг. был неожиданным и самым болезненным. Спад потребления алюминия в России в 2009 г. достиг 40%. Это говорит о наибольшей уязвимости отечественной экономики в сравнении с большинством других экономик мира. При этом в 2000-хгг. российский рост потребления алюминия составлял около 10% в год, т. е. один из самых значительных экономических взлетов в мире. Этот рост был вызван качественной модернизацией отечественных отраслей— потребителей алюминия. Даже в 2008 г., когда экономики мира показали спад продаж (-3% в Европе, -10% в США) либо незначительный рост (+2% в Азии), у России было 8%-е увеличение сбыта алюминия.
А сейчас?
— Рынок восстанавливается. Несмотря на глубокий спад в 2008-2009гг., темпы роста потребления алюминия в России сейчас значительно опережают аналогичные показатели в Европе, Азии и США. Мы считаем, что если не будет новых экономических потрясений, то увеличение продаж алюминия в России в 2010 г. составит 37% в сравнении с кризисным 2009-м. Можно говорить о практически полном восстановлении отечественных отраслей, которым нужен алюминий. А в 2011 г., по нашим прогнозам, рост составит около 39%. Фактически темп экономического роста России, который был задан еще в 2000 г., восстановится. Это говорит об огромном потенциале внутреннего спроса на алюминий.
Правильно ли я понял, что ваш основной сбыт— здесь?
— Рынки России и СНГ для нас самые важные. РУСАЛ прежде всего российская компания, основные наши производящие мощности расположены здесь. Для нас ответственность за бесперебойное и первоочередное снабжение потребителей России и СНГ— вопрос политический. Но эти рынки для нас и самые выгодные, так как более 70% отечественного потребления алюминия приходится на алюминиевые сплавы, т. е. продукцию глубокой переработки, а следовательно, продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Потребителей алюминия тянет к импорту
2008 г. РУСАЛ закончил с чистым убытком в $5,9 млрд, а 2009-й— с прибылью в $821 млн. Олег Дерипаска, генеральный директор РУСАЛа, заявил о реструктуризации долга компании в $16,6 млрд более чем с 70 банками и о завершении подготовки к IPO, прошедшей в Гонконге в январе 2010 г.
Тенденции, о которых вы рассказали, для РУСАЛа вполне благоприятные
— Я не случайно добавил: если не будет новых экономических потрясений. Экономика России и стран СНГ по-прежнему уязвима. Для меня очевидно, что мировой кризис еще не преодолен. Ситуация вокруг Греции и евро тому пример. Все надеются, что острая фаза мирового кризиса пройдена в 2009 г. и мир ждет постепенное восстановление после стагнации. Но мы должны понять причины спада 2009 г., ведь у кризисов, как известно, есть своя цикличность.
Хорошо, я по-другому спрошу: в чем вы видите угрозы для вашей отрасли?
— Главная проблема в том, что в России значительные объемы мощностей недозагружены. По оценке наших специалистов, перерабатывающие мощности отечественных алюминиевых заводов задействованы не более чем на 45% от проектных. А ведь это производства, построенные либо модернизированные в основном в 2000-егг.
Наша алюминиевая отрасль экспортирует продукцию низких переделов, как правило, сырье для последующей переработки. Хотя надо сказать, что РУСАЛ вносит свой вклад в изменение ситуации— в 2010 г. мы намерены продать на экспорт сплавов, т. е. продукции глубокой переработки, в 2 раза больше, чем в 2009-м. Если это произойдет, мы установим исторический рекорд экспорта сплавов за всю историю компании.
Так это же отлично!
— Не спешите. Это не вся картина. Давайте посмотрим, что происходит на внутреннем рынке. Вот несколько цифр: доля импорта в Россию изделий, содержащих алюминий, в 2007 г. составила 18% от общего объема потребления. В 2008-м— уже 21%. В 2009 г. (в год кризиса, когда в России был 40%-й спад потребления алюминия!)— 23%.
Ключевая проблема нашей структуры потребления алюминия в том, что Россия год от года увеличивает долю импорта изделий, в составе которых есть алюминий. При этом, как я сказал, простаивает минимум 55% собственных мощностей по выпуску той же самой продукции. Вот и получается, что потребление внутри страны растет, а зарабатывают на этом зарубежные производители.
То есть отечественных производителей вытесняют с отечественного рынка?
— Именно! Наша экономика, и без того импортозависимая, становится еще более привязанной к зарубежным производителям. Что получается? Курс рубля неустойчив. Он зависит от корзины мировых валют и стоимости нефти. Если поднимется вторая волна кризиса (о такой возможности не надо забывать), мы попадем в крайне опасную ситуацию: национальной экономике придется принять на себя основной удар, будучи зажатой в «экспортно-импортные клещи». Без всякой второй волны, если не предпринять мер, доля импорта на российском рынке алюминийсодержащих изделий составит 24%! И это без учета импорта литья для автопрома. То есть без импорта алюминиевых блоков цилиндров, тормозных блоков и т. д.
Неужели алюминия в Россию сейчас импортируется больше, чем до кризиса?
— Максимальные объемы импорта алюминиевых изделий в РФ были в 2008 г.— 236,6 тыс. т. В 2009-м произошел спад на 31%. Но тут важно понимать, что это было обусловлено экономическим кризисом и низким спросом на внутреннем рынке. Причем сокращение объемов у отечественных производителей в 2009 г. было еще больше, и импорт в период кризиса продолжал вытеснять российские компании с нашего рынка (напомню, доля импорта в практически докризисном 2008 г. — 21%, а в 2009-м— 23%). Наш прогноз: в 2010 г. объем импорта алюминийсодержащих изделий вырастет до 230 тыс. т, т. е. до уровня 2008 г. Именно столько продукции в пересчете на алюминий не произведут российские заводы. Валюта, потраченная на импорт, будет продолжать работать на развитие зарубежных производителей, в то время как половина российских мощностей будет простаивать.
А для вас что это означает?
— 230 тыс. т алюминия, произведенного РУСАЛом внутри России, будут вынужденно проданы на экспорт с гораздо худшим соотношением «сырье— продукция с добавленной стоимостью» в сравнении с внутренним рынком.
Пошлины выше— профиля больше
Давайте попытаемся разобраться в причинах роста доли импорта. Может быть, у российских производителей худшее качество?
— Нет, конечно. Напомню, основные действующие (в том числе простаивающие) мощности в России были модернизированы либо построены в 2000-хгг. То есть они в среднем даже более современные, чем у зарубежных конкурентов! Дисциплина и культура производства у российских переработчиков алюминия, по нашему мнению, в целом не уступает западным стандартам. Примеры: успешная работа в России предприятий Alcoa— СМЗ и БКМПО, а также не менее успешная конкуренция с ними чисто российских предприятий— КУМЗ, КрАМЗ, СМК. Таких примеров можно привести множество. Мы признаем: наше слабое звено— конструкторская база. Но эта проблема не может играть решающей роли в противостоянии отечественных и иностранных производителей.
Может, дело в разнице стоимости алюминиевого сырья для отечественных производителей и их зарубежных конкурентов?
— Не согласен. Премия РУСАЛа на тонну алюминия А7 на так называемых «воротах потребителя»— от $0 до $85 (премия варьируется в зависимости от удаленности потребителя от завода РУСАЛа и соответственно от стоимости железнодорожного транспорта). Действующие средние премии на тот же алюминий А7 «на воротах» европейских заводов составляют около $175, это как минимум на $90 выше стоимости алюминиевого сырья для российских производителей. Премии РУСАЛа на цилиндрические слитки 6063 «на воротах» российских экструзионных предприятий— от $205 до $294. Премии «на воротах» европейских экструзионных заводов на те же слитки— $370-385, или как минимум на $70 выше стоимости для российских производителей. То есть по всем законам рынка российские производители алюминиевых изделий, пользуясь своей географической близостью к заводам-поставщикам и будучи надежно защищены антимонопольными органами, должны были бы выигрывать конкуренцию с зарубежными компаниями. Но мы почему-то видим обратную картину.
И почему же?
— Я бы выделил четыре причины. Во-первых, это недостаточная защита отечественных производителей и слабый контроль за исполнением национального законодательства. Все еще существуют схемы серого импорта, схемы обхода законов. Например, есть постановление правительства РФ № 166 о локализации производства автокомпонентов на территории России. Что делают западные автопроизводители, обходя это постановление? Поддерживают «необходимый» уровень локализации в РФ, поручая импорт автокомпонентов своим российским поставщикам. Доля прямого импорта автокомпонентов распределяется между автопроизводителем и его поставщиками.
Вторая причина роста импорта— стоимость кредитования в РФ. Ставки непомерно высоки: 11-14% годовых в сравнении с 3% для западных производителей. И это несмотря на долгосрочные контракты, «градообразующие статусы» производителей и т. д. Третья причина— падение основных мировых валют и укрепление рубля. В долгосрочной перспективе импорт в РФ становится более привлекательным. Ну и наконец, ассортимент и качество отечественной продукции. Не все покупатели могут найти в России то, что им необходимо.
Сакраментальный российский вопрос: что делать?
— Во-первых, стимулировать внутреннее потребление. Рост ростом, но оно по-прежнему находится на сравнительно низком уровне. Во-вторых, ориентировать отечественные заводы, производящие продукцию глубокой переработки, в том числе из алюминия, на потребление внутри России и СНГ. Производители готовой продукции, их поставщики (в том числе РУСАЛ, но не только) и государственные регулирующие органы должны координировать свои действия.
В чем суть этих действий?
— Я предлагаю принять законодательные меры, ограничивающие импорт и поддерживающие экспорт полуфабрикатов с содержанием алюминия. Позитивный пример таких мер— создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. С января в рамках единого таможенного тарифа для Союза таможенная пошлина на ввоз алюминиевых профилей установлена в размере не менее 4 евро за кг. Уже сейчас импорт профилей замещается отечественной продукцией.
Введение ограничительных пошлин не просто обеспечит дополнительные бюджетные поступления. При импорте полуфабрикатов и изделий из алюминия налоги и таможенные платежи, по мнению экспертов, составляют до 33% от таможенной стоимости. А по данным Минфина России, номинальная налоговая нагрузка в РФ в 2007 г. была 35% ВВП. То есть загрузка собственных предприятий не только дает новые рабочие места, уменьшает зависимость от импорта, но и обеспечивает значительно большие налоговые отчисления в бюджет по сравнению с импортом.
Вторая группа мер, которые я предлагаю,— внести в законодательство изменения, повышающие доли товаров российского происхождения для государственных (муниципальных) нужд, а также закупок компаний с госучастием и госкорпораций.
Вы уже просчитали эффект от этих мер?
— В случае если со второй половины 2010 г. эти нововведения заработают, к концу года отечественные производители смогут не только запустить собственные простаивающие мощности, но и увеличить свою долю на российском рынке до 88%. Это значение, по нашему мнению, достаточное для сохранения конкуренции как по качеству, так и по ценам.
Сергей Бельский
Руководитель дирекции по сбыту в России и странах СНГ ОК РУСАЛ. Родился в Москве в 1967 г.
Образование: 1991 г.— Московский института стали и сплавов (факультет металлургии цветных металлов, специальность— «инженер-металлург»); 1992 г.— Московский институт международного бизнеса при Министерстве внешних экономических связей и торговли РФ; 2003 г.— Лондонская школа бизнеса.
Карьера: 1991-1996гг.— трейдер компании «Разноимпорт»; с 1996 г.— руководитель направления в Trans World Group; 1999-2000гг.— руководитель отдела экспорта компании «Сибирский алюминий»; 2000-2007гг.— руководитель департамента сбыта РУСАЛа в России и странах СНГ.
РУСАЛ начал отдавать миллиардные долги
$5,9 млрд |
чистый убыток ОК РУСАЛ в 2008 г. |
$0,821 млрд |
чистая прибыль РУСАЛа в 2009 г. |
$16,6 млрд |
объем долга РУСАЛа 70 банкам, реструктурированный в 2009 г. |
37% |
рост продаж алюминия в 2010 г. |
Источник: РУСАЛ, данные «ДК».