Надолжность генерального директора «Международной службы миграции» («МСМ») Сергея Перевалова пригласил один из соучредителей компании — Андрей Рожков (основатель сети аптек «Здравник»). Руководител
Надолжность генерального директора «Международной службы миграции» («МСМ») Сергея Перевалова пригласил один из соучредителей компании — Андрей Рожков (основатель сети аптек «Здравник»). Руководители «МСМ» считают выбранное направление деятельности перспективным: сейчас в Свердловской области не хватает 260 тыс. единиц такой рабочей силы. Причем в дальнейшем кадровый голод будет только обостряться. Спад рождаемости в 1990-2000 гг. и старение населения приведут к снижению числа трудоспособных людей (по подсчетам агентства «Кадровые технологии», за 2005-2015 гг. сокращение достигнет 300 тыс. человек). Значит, спрос на труд мигрантов будет только расти, прогнозирует г-н Перевалов.
«МСМ» приходит на сравнительно свободный, но неупорядоченный рынок. Как сообщает Сергей Зорькин, директор «Уральского Миграционного Агентства НТК» (оказывает помощь в регистрации трудовых мигрантов), в Екатеринбурге официально работают 20-22 компании этого профиля и еще около 100 фирм, нигде не зарегистрированных и уклоняющихся от уплаты налогов. И хотя в перспективе можно ожидать, что легальных организаций станет больше (в этом заинтересована Федеральная миграционная служба), пока, по словам г-на Зорькина, работать по белой схеме фирмам менее выгодно. «Я знаю минимум пять компаний, которые в последнее время свернули свою деятельность на этом рынке из-за непомерных налогов и сборов», — констатирует он.
Как пояснил Сергей Перевалов, «МСМ» запускает несколько иной бизнес (связанный не только с помощью в регистрации) и поэтому сможет достичь высокой рентабельности — 30-50%. Основной станет услуга кадрового аутсорсинга: предоставление работодателю необходимого персонала на нужный срок. Мигрантов трудоустроят в «МСМ» (на плечи компании ляжет оформление отношений, контроль за исполнением требований Трудового кодекса РФ и т. п.). Организация будет заниматься подготовкой персонала на месте — от элементарного обучения русскому языку до проверки профпригодности. В результате труд такого гастарбайтера окажется более эффективным, настаивает г-н Перевалов. В среднем каждый иностранный работник обойдется работодателю в 5 тыс. руб. плюс ежемесячные выплаты до 1,5 тыс. руб. (при аутсорсинге), сообщил г-н Рожков.
Тот факт, что денежное вознаграждение заказчиков сможет компенсировать высокие расходы на подготовку кадров, вызывает у Сергея Зорькина сомнения: «Допустим, сейчас ищут грузчиков-гастарбайтеров в среднем на 7-10 тыс. руб. в месяц. Но за 12-15 тыс. руб. можно найти русского работника».
Сергей Перевалов уверен, что вложения будут оправданны: гастарбайтеры охотнее берутся за работу, а причины, по которым их труд оказывается невостребованным, — проблемы с документами и языковой барьер. Это подтверждают и заказчики иностранной рабочей силы. «Плохое знание русского языка сильно влияет на качество работы: человеку сложно объяснить, что и как делать. Поэтому руководители клининговых фирм неоднозначно относятся к найму гастарбайтеров», — поделился опытом Андрей Ридингер, заместитель директора клининговой компании «Чистая полоса».
Работодатели не смогли четко ответить, станут ли они переплачивать за определенность в трудовых отношениях с гастарбайтерами. Тем не менее «МСМ» уже в следующем году планирует занять 40-60% легального рынка (с учетом того что в 2009 г. квота на въезд мигрантов из безвизовых стран достигнет 110 тыс. человек, «МСМ» сможет привезти примерно 50 тыс. человек). В перспективе география рекрутинга должна охватить не только ближнее зарубежье. Планируется привлечь трудовых мигрантов из Юго-Восточной Азии, Африки и даже Европы, сообщил г-н Перевалов.