Предприниматель Сергей Писарев и партнеры приобрели 65 га заболоченной земли в Екатеринбурге под строительство съемного жилья. Инвестиционный проект они оценивают в $2 млрд.
Как рассказал «ДК» Сергей Писарев, в итоге он хочет заработать на строительстве и сдаче внаем доходных домов. Под будущий проект, концепция которого уже готова, он купил фирму с правом долгосрочной аренды на землю в лесном парке Оброшинском — между железной дорогой (рядом станция Екатеринбург-Сортировочный) и северным берегом Верх-Исетского пруда. Большая часть территории — заболоченная низина, на 80% заросшая березовым лесом и кустарниками. 24,5 га покрыты водой.
Чтобы осушить участок, архитектор Олег Селянин, директор одноименной творческой мастерской, предлагает вырыть канал, который отделит часть суши от поймы Верх-Исетского пруда, и с помощью гидротехнических сооружений создать течение, высасывающее грунтовые воды. Рукотворный остров, который при этом получится, можно будет использовать под обустроенный болотный парк.
Перспективный проект г-на Писарева предусматривает комплексную застройку территории на 500 тыс. кв. м: гостиницы, жилые дома, магазины, места для занятий спортом, детские сады и школы, рассчитанные на 14 тыс. человек. Целевая аудитория — сотрудники компаний, приезжающие в Екатеринбург по контракту, молодые специалисты и семьи, у которых нет денег на собственное жилье. По расчетам, за аренду однокомнатной квартиры придется платить 15 тыс. руб. в месяц. Срок окупаемости затрат — примерно 10 лет.
Одна из сложностей в реализации плана — в том, что участок относится к категории рекреационных земель Ц-4, не рассчитанных на плотную застройку. Чтобы перевести землю в категорию Ц-2, позволяющую возводить гостиницы и апартаменты, нужно доказать администрации города, что новый микрорайон вписывается в генплан развития Екатеринбурга. По словам Сергея Писарева, приобретая землю, он как раз учитывал возможные изменения, заявленные в генплане. С севера к участку подойдет ул. Европейская, с запада — ЕКАД, которая появится в этом районе к 2014 г. Железная дорога свяжет район КОТ с центром города, аэропортом Кольцово и выставкой EXPO-2020. Если EXPO-2020 состоится, рассуждает г-н Писарев, в построенных гостиницах и квартирах могут разместиться приезжие. «Место для застройки достаточно выгодное — у воды, и есть транспортное сообщение с городом. Я думаю, что в инвесторах недостатка не будет, — говорит Андрей Старцев, общественный эксперт по Екатеринбургу. — А перевести землю из одной категории в другую — не очень сложная процедура, особенно если земля заболочена и не используется».
Помимо дорог генеральный план развития Екатеринбурга предполагает, что производственные площадки Сортировки в 2025 г. перенесут на станцию Седельниково. По мнению Сергея Писарева, освободившееся пространство можно использовать. В предлагамой концепции — возвести рядом с пассажирской платформой Екатеринбург-Сортировочный деловой торгово-офисный центр с улавливающей парковкой, который может стать точкой роста для жилой и коммерческой недвижимости.
К прокладке инженерных коммуникаций партнеры намерены привлечь соинвестора, с которым ведут переговоры, и бюджетные средства. Заказы на дома и гостиницы, если не хватит собственных денег, раздадут застройщикам. «Понятно, что строительной фирме выгоднее сразу продать построенное жилье, — поясняет г-н Писарев. — Бизнес, связанный со сдачей квартир и апартаментов внаем, приносит меньше денег, но многие девелоперы успешно зарабатывают на сдаче в аренду магазинов и офисов. Мы предложим им такую же возможность».
Девелоперы, опрошенные «ДК», полагают, что на помощь бюджета Сергею Писареву лучше не рассчитывать. Руслан Сагидуллин, президент ГК «АСП»: «На мой взгляд, проект реален, если девелопер не будет связываться с государством, а обойдется своими силами. Денег, чтобы сразу освоить 65 га, ему не найти — это масштаб, сопоставимый с Академическим. Придется либо растянуть строительство на 10-15 лет, либо продавать землю с коммуникациями в нарезку».
На той земле, что непосредственно прилегает к пруду и останется у муниципалитета, г-н Писарев предлагает создать общегородскую зону отдыха с обустроенным пляжем, еще один зеленый парк, организовать лодочную станцию и пристань, к которой будет ходить рейсовый пароходик от Верх-Исетского завода. До революции такое развлечение здесь уже было.