Меню

Сергей Сисошвили: «УБРиР диверсифицировал свою ресурсную базу»

Российские компании, планирующие выпуск еврооблигаций, сегодня рискуют, как никогда. Свободных мест на рынке практически не осталось, а не угадать со временем выхода — значит понести расходы впустую.

Выпуск облигаций российских компаний за рубежом закрывает сразу несколько задач. Эмитенты получают хорошо отрегулированную процедуру займа, которая проходит сразу в нескольких странах, и положительную кредитную историю на мировом финансовом рынке. Инвесторы освобождаются от налогов и получают надежный инструмент вложений — к «новичкам» на рынок первичных облигационных займов предъявляются высокие требования. Пожалуй, единственный серьезный риск, встающий перед будущими эмитентами «евробондов», — выпуск не ко времени. И его невозможно минимизировать, констатирует директор департамента международного бизнеса УБРиРа Сергей Сисошвили. Чуть больше года назад УБРиР дебютировал за рубежом с облигационным займом на сумму $68 млн, а недавно выплатил по нему второй купон на $4 млн. В 2013 г. в рамках Программы еврокоммерческих бумаг банк выпустил четыре транша бумаг на общую сумму более $100 млн (последний транш на сумму $7,5 млн подлежит погашению в сентябре 2014 г.). Руководство банка планирует еще один заход на международный долговой рынок, но из‑за политической напряженности эти планы пока стоят на паузе.

Сложилось впечатление, что после кризиса взаимный интерес крупных российских компаний, и тем более банков, и зарубежного рынка капитала ослабел. Почему УБРиР пошел против тренда и выпустил евробонды?

— Во‑первых, перед нами стояла задача диверсифицировать ресурсную базу, чтобы снизить зависимость от депозитов наших клиентов и средств акционеров. Во‑вторых, нам была нужна кредитная история на западных рынках. Размещение мы планировали достаточно долго, и банку надо было вырасти до определенного размера, получить от международных агентств как минимум рейтинг B — это порог вхождения на рынок евробондов. Как только мы доросли до нужных показателей, стали заниматься размещением.

Как, в двух словах, происходит процедура размещения?

— Для размещения компании обязательно нужны две вещи: отчетность по МСФО и уверенность в собственных силах. Потом выбирается банк‑организатор займа (не обязательно западный, сегодня на мировом рынке работает и несколько российских структур) и создается компания спецназначения, через которую будет производиться выпуск. Как правило, эти компании регистрируются в Ирландии или Нидерландах: это страны с особой юрисдикцией, позволяющей избежать двойного налогообложения при размещении облигаций на западных рынках. Создается проспект эмиссии, где описываются вся деятельность и все риски эмитента. Затем проходят встречи с инвесторами, открывается книга заявок и собирается пул инвесторов, которые выкупают облигации.

По каким критериям вы выбирали организаторов размещения?

— Мы руководствовались репутацией и историей компаний. Немаловажный момент — наличие отношений между эмитентом и организатором выпуска. Ведь по сути организатор становится лицом займа: он общается с потенциальными инвесторами, представляет им эмитента, формирует проспект и книгу заявок. Разумеется, большое значение будет иметь то, насколько хорошо он знает «кухню» эмитента. Тем не менее, организатора мы выбирали через тендер: список андеррайтеров зарубежных займов известен и, на самом деле, не очень‑то широк. В России их не больше пяти. Хотя сейчас, в связи с политической нестабильностью, иностранные организаторы снижают объемы работы с российскими эмитентами, так что мы ждем появления новых игроков.

Столь узкий выбор — это хорошо или плохо для эмитента?

— Это палка о двух концах. С одной стороны, это хорошо, потому что в нескольких компаниях сосредоточены почти все отраслевые профессионалы необходимого уровня. С другой стороны, эти профи знают себе цену, и узость рынка позволяет им удерживать ее высокой. Но западные инвестбанки приостанавливают деятельность с российскими эмитентами. К тому же часто бывает, что спрос на услуги какой‑то одной компании резко падает и ее сотрудники вливаются в другие структуры или создают новые. Так что сегодня есть все предпосылки к тому, чтобы список организаторов расширялся.

Что стало самым сложным при подготовке выпуска?

— Сделать так, чтобы не сработал риск, довлеющий над всеми российскими эмитентами еще со времен кризиса 2008 г., — угадать со временем и местом размещения. Рынок евробондов очень волатилен, свободные «окна» на нем постоянно закрываются, и если не попасть в такое «окно», выпуск затянется. А подготовка выпуска — процесс не только длительный, но и затратный. В 2013 г. с «окнами» было проще, чем сегодня, поэтому у нас все прошло гладко. Это, наверно, единственный серьезный риск для эмитента, и от него, к сожалению, нет страховки, потому что он зависит от внешних факторов, на которые российские компании не могут влиять.

Как обострение международных отношений сказывается на поведении ваших инвесторов?

— Мы видим, что резко меняется поведение как иностранных, так и российских инвесторов. Наши бумаги покупали, в основном, консервативные зарубежные инвесторы, которые получают прибыль за счет ставки по купону, а не за счет их купли‑продажи. В их поведении для нас пока ничего не меняется.

Кто вообще является целевой аудиторией российских облигационных займов за рубежом?

— Инвесторы из Европы, в частности Швейцарии, Люксембурга, Великобритании, а также стран Скандинавии и Азии. Кстати, азиаты — консервативные инвесторы: они заключают большие объемы сделок, и это позволяет им получать приличную прибыль по ставкам облигационных займов.

Рынок евробондов открыт не для всех компаний. Каков минимальный порог входа на него?

— Объем сделок — в среднем $100‑150 млн. Хотя бывают сделки и на $30‑40 млн.

Довольны ли вы текущими результатами займа и есть ли планы на дальнейшее размещение?

— Довольны, и планы развивать это направление тоже есть. Но, как я уже сказал, это очень волатильная зона, поэтому мы пока сосредоточились на работе с внутренним рынком капитала. Когда ситуация на рынке евробондов изменится в лучшую сторону, не возьмусь прогнозировать. Его развитие — сложный процесс, и любой прогноз здесь будет больше попаданием пальцем в небо.

Анатолий Ефремов