Глава ГУ ЦБ Сергей Сорвин 25 лет держал в тонусе всех банкиров на Урале. И почти не общался со СМИ. Сегодня он уходит из ГУ ЦБ. В 2000 г. в "ДК" вышло одно из его редких интервью, актуальное и сейчас.
С этого разговора прошло 13 лет. Впрочем, по тексту не скажешь. Сегодня на повестке - те же самые вопросы, а выражения вроде "новый президент Владимир Путин" и устаревшие ныне слова (например, "комбанки") лишь добавляют беседе винтажности.
Региональные и столичные банки в последнее время уверенно набирают обороты: их рекламные бюджеты уже достигли докризисного уровня (речь о кризисе 1998 г. - Прим ред.), некоторые финансовые институты даже стали покупать новые здания… Какие изменения можно ожидать в финансово-кредитной сфере? Каким будет участие банков в реформах, начатых новым президентом Владимиром Путиным? Почему банки без особого энтузиазма вкладывают деньги в модернизацию промышленности? Обо всем этом - наш разговор с начальником Главного управления Центрального Банка России по Свердловской области Сергеем Сорвиным.
Сергей Васильевич, какие тенденции преобладают сегодня на рынке банковских услуг Урала?
— В целом — позитивные. Резко выросла валюта балансов, увеличилась доля кредитов в активах коммерческих банков, больше стало вкладов от населения. Динамика роста частных вкладов в комбанках сегодня выше, чем в Сбербанке. Словом, банки преодолели нервозное состояние, страхи, навеянные кризисом 1998 г. и входят в нормальный режим работы. Вместе с тем отмечу, что сегодня банки рискуют получить снижение уровня доходности: с одной стороны, понижается уровень инфляции, ставки, а с другой — растут цены в промышленности, на услуги связи, без которых финансовой сфере не обойтись. Только за истекший период 2000 г. работа связистов подорожала, по разным категориям связи, на 20-35%. Растут цены на аренду помещений. Хотя банки и остаются прибыльными, все это отрицательно сказывается на их доходности, останавливает внутренние инвестиции в отрасли, интеллектуальное развитие системы.
В связи с созданием Уральского федерального округа, планируется ли в Банке России какая-либо структурная перестройка, подобная тем, что прошла, например, в Генпрокуратуре и намечается в МВД?
— Насколько я знаю, в рамках административного управления никаких изменений не будет. Но в пределах региона мы вот-вот введем новую систему расчетов, которая позволит проводить платежи не более двух минут. Мы не подгоняем ее строго под границы округа, а учитываем, прежде всего, протяженность нашей страны и разницу часовых поясов. На днях у нас работала официальная комиссия Центробанка по приемке системы в эксплуатацию. К слову, в Свердловской области эта система уже работает. Я не могу точно сказать, какой будет зона тиражирования этого продукта, но Пермская область, например, пока работает на другом продукте
Скорость прохождения платежей в Свердловской области всегда была достаточно высокой. Насколько необходимы клиентам грядущие нововведения?
— По большому счету, клиенту не требуется столь высокая оперативность. Это будет внутренняя замкнутая межбанковская система организации расчетов. Речь идет не столько об оказании услуг клиенту, сколько о создании высоких технологий, позволяющих банкам эффективно маневрировать имеющимися у них ресурсами.
Правительство России предлагает переделить бюджет на следующий год в пользу федеральной власти и в ущерб регионам. Как это отразится на финансовом рынке ?
— Практически никак. Денежные потоки, которые реально будут потреблять территории, ни в коем случае не станут меньше, просто их перераспределят. Да, появятся неудобства в виде трансфертов, определенная несамостоятельность регионов, ослабление их позиций, но откачки капиталов в Москву, проблем с наличностью или еще чего-то подобного ожидать не следует. По сути ведь речь здесь идет не о капиталах, а о бюджете. Просто сменится уровень решения вопросов: если раньше этим занималось правительство территорий, то теперь — всей страны. Многое будет отдано в центр, куда придется ходить и выплачивать то, что тебе положено… Если говорить о перераспределении капиталов, то этот процесс, по большому счету, не зависит от политики. Скажу, что в этом году начал восстанавливаться докризисные тенденции по централизации капиталов крупных корпоративных клиентов в центре, в Москве. Если в конце 1998 г. они почти полностью вернулись в региональные банки, то есть туда, где легче контролировались и управлялись, сегодня вовсю создается база для утечки таких капиталов в столицу, где они будут создавать механизм транснациональных системных рисков, замешанных в определенной мере на политической централизации власти. Это вызывает у меня настороженность. Хотя последние два года и Центральный банк, и власть не раз декларировали позиции с опорой на региональные банки, к сожалению, надо признать, что эти заявления далеки от реальных экономических процессов.
Что же произойдет, если утечка капиталов через системообразующие банки продолжится?
— Я оптимист по натуре… Региональные банки, безусловно, занимают свои ниши. Никто не сможет столь качественно и по-товарищески, что ли, работать с местной клиентурой. Но взгляните на тенденции, которые наблюдаются сегодня в мировой практике. В США идет резкое сокращение количества банков. Там банки объединяются и на этом фоне, одновременно, создаются новые. И у клиента всегда есть возможность работать с банком, которому он по-настоящему доверяет. И в этом плане, уверен, региональные банки не уступят своих позиций и нет вероятности, что кто-то из них погибнет. Я предвижу концентрацию сил в этой конкурентной борьбе, концентрацию капиталов в том числе и за счет объединения многих банков.
Вложения банков в промышленность. Потенциально они могли быть значительно больше. Какие вы видите здесь «подводные камни»?
— Инвестиции в реальный сектор в самом деле могли бы быть больше и эффективнее, если бы Госдума решила один вопрос: действительно гарантировала возвратность средств. Речь идет о снижении степени рисков от потери вложенных капиталов. Дело не только в формальном принятии законов, дело в создании некоего социально-общественного настроя, если хотите, позитивного в отношении банков. Я имею в виду и судебную власть, которая пока настроена не в пользу банкиров и это отрыжки прошлых времен, того же кризиса. Это непонимание в обществе задач и пользы банков, отношение к ним как к олигархическим структурам. Все это настраивает судей, которые неправильно, несправедливо обличают банки, принимая решения объективно не в их пользу. А ведь банки, надо заметить, пытаются вернуть не свои деньги, а деньги населения, клиентов.
За счет каких средств банки могли бы увеличить инвестиции в промышленность?
— Выше головы, конечно, не прыгнешь… Мы оперируем тем бюджетом, что имеем. А у нас, например, бюджет страны абсолютно несопоставим с бюджетом США. Поэтому без привлечения средств из-за границы, в т.ч. возврата тех, что утекли из нашей же страны, не обойтись, если говорить о модернизации промышленности, внедрении новых технологий.
Может ли на это повлиять легализация вывезенных капиталов, которую не раз предлагал Россель?
— Безусловно. Да этот процесс уже идет. Я догадываюсь, откуда взялись те положительные цифры, которые сегодня называют «ростом иностранных инвестиций в национальную экономику». Если проследить географию движения этих сумм, то выясняется, что это бывшие наши деньги. Так, очень крупные инвестиции идут со стороны Кипра. Наверное, не нужно пояснять, что это российские деньги, осевшие в этой офшорной зоне, и которые возвращаются уже в виде иностранных капиталов. Дальше идут Голландия, Швейцария, то же с «нашими» капиталами, и только затем — Германия и США, где тоже немало денег из России. То есть сегодня практически весь процесс реинвестирования в России идет за счет российских же денег. Это еще одна экономическая особенность последнего времени.
Подготовил Сергей Песков