Меню

Сергей Горьков: что известно о новом главе ВЭБа

Президент России Владимир Путин освободил от занимаемой должности председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева. Его место в банке займет вице-президент Сбербанка Сергей Горьков.

Заместителем Горькова  в ВЭБе станет старший вице-президент Сбербанка Николай Цехомский. На должность же Горькова в Сбербанке перейдет старший вице-президент банка Светлана Сагайдак, пишет «Газета ру».

Напомним, Владимир Дмитриев, возглавлявший Внешэкономбанк с июня 2007 года, объявил сотрудникам о своем уходе 18 февраля, но официальных подтверждений этого факта не было до сегодняшнего дня. Также около недели назад появились сообщения, что в наблюдательный совет Внешэкономбанка может войти глава Сбербанка Герман Греф.

Биография Сергея Горькова (Сбербанк)

На сайте Сбербанка, где до недавнего времени работал Горьков, приводятся данные из его биографии.

Сергей Николаевич родился 1 декабря 1968 года в Оренбургской области. В 1994 г. он окончил Академию Федеральной службы безопасности Российской Федерации по специальности «Правоведение», в 2002 г. – Российскую экономическую академию имени Г.В. Плеханова по специальности «Финансы и ».

С 1994 по 1997 годы работал заместителем начальника управления, после - начальником управления по работе с персоналом банка «Менатеп». С 1997 по 2005 годы Горьков работал на руководящих должностях  кадровой службы в нефтяных компаниях «Юкос» и «Юкос-Москва».

С ноября 2008 года Сергей Горьков - директор Департамента кадровой политики ОАО «Сбербанк России». Был введен в состав правления банка в 2010 году, назначен на должность заместителя председателя правления Сбербанка, занимался вопросами курирования и координации работы блока «Международные операции».

Неофициальные источники

Более подробно о личности и биографии нового главы Внешэкономбанка пишет «Форбс». В частности, издание сообщает: источник, близкий к акционерам ЮКОСа, говорит, что к Горькову хорошо относился Ходорковский*, а тот, в свою очередь, был достаточно «услужлив».  Горьков курировал масштабные социальные и образовательные программы нефтяной компании. В 2001 году в интервью он рассказывал о программе финансовой помощи 36 000 пенсионерам компании, которые работали в северных районах, а также о молодежном движении «Новая Цивилизация», которая стала одним из самых дорогих социальных проектов ЮКОСа. Главной частью программы были летние лагеря Newlandia.  

«В лагере Newlandia дети участвуют в собственных «президентских» и «парламентских» выборах, работают в правительстве и на частных предприятиях. Дети, которые в настоящее время имеют свои собственные флаг и эмблемы, получают заработную плату и платят налоги, они узнают, как разрешать конфликты и встать на защиту своих собственных мнений, — рассказывал Горьков. — Мы заботимся о следующем поколении, потому что мы знаем, что в будущем нам нужны хорошие менеджеры. В отличие от старшего поколения они должны иметь новый взгляд на жизнь».

Горьков планировал, что лагеря станут международными, но после ареста Михаила Ходорковского* движение и 100 000 его участников лишились финансирования. Сам Горьков после этого уехал в Лондон, где занялся бизнесом. Он входил в совет директоров нескольких компаний — ETON ENERGY LIMITED и The New Muscovy Company Limited. В Россию Горьков вернулся в 2006 году.

«Как ему удалось избежать преследования по делу ЮКОСа – самая большая тайна дела ЮКОСа, — говорит один из его бывших коллег. —  Подчиненный ему Алексей Курцин (заместитель управляющего делами компании «ЮКОС-Москва», освобожден 7 августа 2012 года после 8 лет лишения свободы) сначала получил 15 лет».  

Бывший юрист ЮКОСа Павел Ивлев говорит, что во время дела компании его экс-коллега никак не пострадал и быстро устроился на новое место, «у него все хорошо при нынешнем режиме». 

Как Внешэкономбанк стал убыточным

Внешэкономбанк является российской госкорпорацией, основная задача которой — создание условий для экономического роста и привлечение инвестиций, включая иностранные. Финансовая организация досталась России в наследство от СССР, и за последние годы превратилась в настоящего гиганта, финансировавшего многочисленные государственные начинания, на которые страна не могла найти денег на рынке. С приходом ВЭБ начал генерировать огромные убытки, что потребовало срочных вливаний из бюджета, пишет «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России).

Большая часть банков, работавших в СССР, успешно перестроилась на «капиталистическую» систему работы в России: они получили лицензии ЦБ и стали осуществлять профильную деятельность, соревнуясь с частными финансовыми организациями. Внешэкономбанк же ждала совсем другая судьба: он не получил лицензии. Сначала из-за того, что управлял выплатами по внешнему долгу, после потому, что стал госкорпорацией – эта форма собственности предполагала расширенные полномочия и уменьшенный контроль. ВЭБ стал «банком развития» — квазигосударственным органом с широким набором задач: он должен был выдавать льготные кредиты, помогать наращивать экспорт, вкладываться в инновационную промышленность, региональное развитие и многое другое. 

На деле же ВЭБ оказался «кубышкой», при помощи которой власть решала сегодняшние проблемы. Процесс начался в 2004 году, когда банк выдал «Роснефти» срочный кредит на покупку «Юганскнефтегаза», главного актива ЮКОСа. В ВЭБе тогда опровергали помощь госкомпании, однако «Роснефть» сама раскрыла ситуацию в финансовом отчете.

В кризис 2008 года ВЭБ активно играл на фондовом рынке, делая все, чтобы акции российских компаний не обвалились, a также выдавал льготные кредиты крупным компаниям, оказавшимся в сложной финансовой ситуации (за эту меру антикризисный план неоднократно критиковался — деньги были выданы лишь крупному бизнесу на не самых прозрачных условиях). Тогда же ВЭБ взял на баланс фактически обанкротившиеся Связь-банк и Глобэкс, на спасение которых были потрачены огромные суммы.

К Олимпиаде в Сочи финансовая организация достигла своего максимума:. Многие компании участвовали в строительстве олимпийских объектов на невыгодных для себя условиях, другие же брали кредиты, преимущественно – в ВЭБе. Таким образом, к 2014 году ВЭБ стал очень крупной организацией — он раздавал льготные кредиты, финансировал проекты на Украине, работал с конечными потребителями через «Связь-банк» и «Глобэкс», управлял частью пенсионных накоплений и активами Резервного фонда (их Минфин положил в ВЭБ на депозит). По итогам 2014 года в отчете организации значилось, что с 2007 года банк одобрил свое участие в 320 проектах, которые требуют от банка более трех триллионов рублей. Однако именно огромные кредиты, выданные под Олимпиаду, во многом и сгубили банк. В том же 2014 году чистый убыток ВЭБа составил 250 миллиардов рублей. Банк обещал, что в 2015 году сделает эту сумму вдвое меньше, однако за два первых квартала убытки составили более 73 миллиардов рублей, за три квартала — 113 миллиардов (полных данных за прошедший год пока нет).

Из 240 миллиардов рублей, выданных к Олимпиаде, «проблемными» в ВЭБе считают 183 миллиарда. Украинские заемщики ВЭБа — промышленные предприятия — оказались уничтожены в ходе военного противостояния в Донбассе, а сам ВЭБ попал под санкции вместе с другими госбанками.  В итоге в декабре 2015 года министр финансов Антон Силуанов сообщал, что на спасение ВЭБа нужно 1,34 триллиона рублей. 

В 2016 году банку потребовалась не просто помощь, a экстренный план по спасению.  Огромных денег, которые могут спасти сейчас ВЭБ, в бюджете нет.

Эксперты констатируют, что сказать, виноват ли в ситуации в ВЭБе исключительно Дмитриев, или же все «проблемные» кредиты выдавались при согласии государства, сейчас сложно. Что ждет банк и как ситуацию в нем исправит смена руководства – покажет время, пока же все «проблемные» кредиты висят на финансовой организации огромным грузом. Когда Сергей Горьков в ВЭБе приступит к своим обязанностям, пока не сообщается.

* - выполняет функции иностранного агента