«В Нижней Саксонии на 1 кв. км площади приходится 2 км дороги, на Урале на 17 кв. км — всего 1 км дороги. Инфраструктура работает против ИННОПРОМа». Колонка Сергея Мартьянова для DK.RU.
Сергей Мартьянов, совладелец и директор FAS Finanz Analytische Solutions GmbH (Германия, Мюнхен), руководитель выставки Discover ICT (Россия, Екатеринбург):
— История выставок в Европе и России берет свое начало примерно в одно время — в 1930-е гг. Европейские выставки выросли, по сути, из традиционных сельских ярмарок. С развитием научно-технической революции и капиталистических отношений появилась необходимость собирать на одной площадке бизнес, власть и общество — для презентации новинок, заключения контрактов и обмена мнениями. Конечным этапом развития стал формат «выставка-форум», который стал стандартом на всех континентах планеты.
В Советской России флагманом выставочного движения была выставка достижений народного хозяйства на ВДНХ в Москве. В отличие от европейских, она не ставила задачу привлечения партнеров или инвесторов, а была направлена на продвижение каждого конкретного региона СССР внутри самой же страны и для дружественных государств. На самом деле, отраслевая специализация ставила ее в один ряд с западными выставками, да и для иностранных гостей она никогда не была закрытой.
Сейчас, несмотря на развал Союза, Россия территориально остается огромной страной — и по ресурсам, и территориально, но момент с самопродвижением на внутренних рынках, к сожалению, утерян. Как и конкуренция между регионами.
Взять, к примеру, ИННОПРОМ: несмотря на федеральный и международный статус, выставка больше ориентирована на Екатеринбург и Свердловскую область, чем на всю Россию.
Понятно, что когда она только начиналась, формат оттачивался, но сейчас уже пора делать выводы и расширять кругозор.
Впрочем, ИННОПРОМ идет верным путем — и ориентир на крупнейшую немецкую выставку Hannover Messe виден невооруженным глазом. Если брать пример, то у лидера отрасли. Но чтобы встать в один ряд с Hannover Messe, Екатеринбургу предстоит еще много работать.
Германия вообще задает тон всему мировому выставочному сообществу. Здесь целых четыре ивент-столицы — Ганновер, Франкфурт, Берлин и Мюнхен. Выставки проводятся еще и в Дюссельдорфе и Нюрнберге — но менее масштабные и значимые (по организации могу сравнить их с екатеринбургскими выставками начала 2000-х гг. в центре на ул. Громова).
Промышленная выставка в Ганновере — самая крупная, с ежегодной посещаемостью от 350 тыс. человек. Само население Ганновера — порядка 500 тыс. человек, и вполне логичный вопрос, где поселить гостей, численностью в 2/3 самого города. Все просто: в Нижней Саксонии на 1 кв. км площади приходится 2 км дороги! Гостям выставки не нужно селиться в самом Ганновере — они занимают гостиницы в городах-сателлитах и имеют возможность быстро добраться до выставочного центра. Въездов в сам выставочник четыре — по сторонам света, и каждый из них имеет дублер — то есть фактически восемь. Кроме того, Hannover Messe обеспечен общественным транспортом — остановка электрички располагается рядом с выставочным центром.
В Свердловской области на 17 кв. км площади приходится 1 км дороги, а въезд в «Екатеринбург-ЭКСПО» — всего один. Курсирующие рейсовые автобусы не очень-то решают проблему с доставкой посетителей. Поэтому инфраструктура пока работает против ИННОПРОМа.
Если подсчитать объем потенциальных посетителей выставок в Екатеринбурге, то наберется более 20 млн человек (с учетом жителей соседних регионов, в первую очередь — Челябинской и Тюменской областей, Пермского края, Башкирии и Удмуртии).
Колоссальный охват — больше 10% населения страны! С таким позиционированием иностранные компании и инвесторы будут относиться к Екатеринбургу и выставкам с еще большим вниманием.
Но нужна инфраструктура — именно поэтому я участвую в рабочей группе по формированию промышленной стратегии Свердловской области до 2030 г. Если выставочная деятельность попадет в приоритеты, если будет поддержка государства и крупного бизнеса — это позволит создать 36 тыс. новых рабочих мест и почти в два раза увеличить количество людей, занятых в сфере ИТ. Плюс — приток инвестиций в регион и увеличение бюджета.
Многие сегодня говорят о том, что выставки отмирают, и им на смену приходят новые форматы — вплоть до виртуальных выставок. Это не так. Тактильные ощущения на экспозиции и личное общение на пленарных сессиях не заменить онлайном. Но выставки будут меняться. Смогут ли нынешние организаторы подстроиться под эти изменения или уступят новым игрокам — вопрос открытый. В Екатеринбурге смена операторов уже произошла. Сейчас на рынке работает всего два-три игрока из тех, кто начинал в 1990-е гг., причем самым продуктивным являются только «Уральские выставки». Все больший интерес проявляют московские операторы.
Некоторые выставки уже вошли в историю. И я рад, что мне удалось реанимировать одну из них — «Связь и информация». В 90-е она с легкостью обходила конкурирующие выставки в Питере, Новосибирске и Казани. А в 2009-м на участие в ней заявились всего десять компаний — на этом проект умер. В 2011 г. я решил перезапустить ее под названием Discover ICT. Только на подготовительные работы ушло два года, хотя мне помогали партнеры из «Уральских выставок» и министерства связи. С 2013 г. она снова проводится регулярно.
Интерес к ней проявляют и зарубежные компании. В 2013-2014 гг. участниками Discover ICT стали две ИТ-компании из Баварии. Одна впоследствии нашла партнеров, закрепилась в регионе и сейчас начинает экспансию за его пределы, вторая — открыла офис в Москве. Так или иначе, точкой входа на рынок России для них стал Екатеринбург. Несмотря на кризис и санкции, в этом году к нам собираются еще несколько компаний, никогда не работавших ранее в нашей стране. И это является еще одним подтверждением того, что выставки сохраняют свою актуальность.
Я недавно слышал, что в Тюмени собираются строить современный выставочный центр — планы амбициозные! Вот только там пока нет даже площадки, а у нас уже есть готовый «Екатеринбург-ЭКСПО».
Если сейчас мы сбросим со счетов выставочный потенциал, мы потеряем пальму первенства на Урале. Лично мне бы этого не хотелось. А вам?
Читайте также:
Сергей Мартьянов: Российский бизнес должен идти европейским путем — колонка на портале DK.RU