Пройти 145 км за 8 дней и неделю пережидать дождь в палатке ради одного выстрела. Председатель АТС «РосСнайпинг» – о том, что общего у снайпера и охотника, и как он собрал в Тагиле 60 людей с оружием.
21-22 апреля в Нижнем Тагиле встретились 64 хорошо вооруженных человека – ассоциация тактической стрельбы «РосСнайпинг» провела на полигоне «Старатель» «Евроазиатский чемпионат по снайпингу-2018». Идеолог и руководитель ассоциации«РосСнайпинг» Сергей Мазуркевич поделился впечатлениями о соревнованиях и рассказал, почему не считает трофеи, и как увлечение высокоточной стрельбой меняет человека.
С чего началось ваше увлечение высокоточной стрельбой?
– Я познакомился с оружием во время воинской службы, спустя годы увлекся охотой – уральской и горной. Для последней принципиально важно знание баллистики и навык высокоточной стрельбы на дальние расстояния. Горная охота считается наиболее сложной, поскольку средняя дистанция выстрела составляет ок. 500 м., а на результат влияет множество нюансов: погодные условия, угол наклона (в горах трофей редко находится параллельно охотнику), разреженность воздуха, потоки ветра – в общем, это целая наука. Еще надо приложить массу усилий, чтобы не быть обнаруженным. У охотников есть свои правила этикета: ты не можешь ранить животное и доставить ему страдание, поэтому каждый выстрел должен быть успешным. Я в 95% случаев поражаю цель с первого выстрела.
Цена выстрела в горной охоте очень высока, поскольку ты можешь преодолеть 145 километров за 8 дней, провести неделю в палатке, пережидая дождливую погоду, чтобы получить один шанс на выстрел (второй животное скорее всего не предоставит). Чтобы не упустить его, надо постоянно готовиться, тренироваться. Так что охота и снайпинг неразделимы: опыт и знания, приобретаемые в снайпинге, ты в дальнейшем используешь в горной охоте.
Резюмируя, могу сказать, что мое увлечение высокоточной стрельбой выросло из увлечения охотой. Но охотников среди стрелков не более 10%, для 90% сам снайпинг – хобби, образ жизни или профессия.
В апреле благодаря вам и ассоциации «РосСнайпинг» на полигоне «Старатель» состоялись третьи – и самые масштабные – соревнования по снайпингу. Как вообще возникла идея проведения подобных мероприятий в нашем регионе?
– Снайпинг требует постоянного самосовершенствования, получения новых знаний, обмена опытом, ведь технологии меняются, на рынок регулярно выводится что-то новое – метеостанции, прицелы, калькуляторы и пр. Участвуя в соревнованиях, ты поддерживаешь себя в тонусе – с каждого привозишь что-то новое. Посетив ряд соревнований в Москве, я подумал: почему бы не проводить подобные мероприятия на Урале, где многие увлекаются снайпингом? Тем более что в Свердловской области есть полигон «Старатель», где можно и тренироваться, и проводить соревнования. Региональные власти и руководство полигона эту идею поддержали.
9 сентября 2017 г. в Нижнем Тагиле прошли первые соревнования «Кубок Урала по снайпингу-2017», они были короткими – некая «проба пера». 2 декабря 2017 года провели чемпионат по снайпингу среди спецслужб Свердловской области «Кубок патриотов». В нем приняли участие представители регионального ФСБ, отряды СОБР, ОМОН, ГУФСИН России по Свердловской области, а также военные части Центрального военного округа Минобороны России.
К двухдневным соревнованиям мы морально готовились с Нового года и вот 21-22 апреля провели на полигоне «Старатель» «Евроазиатский чемпионат по снайпингу-2018 – полномасштабные всероссийские соревнования, в которых приняли участие спортсмены и профессионалы со всей России. Приехали ребята из Якутии, Новосибирска, с Кавказа, из Дагестана и, конечно, УрФО – всего 64 участника. Мы первыми в России предоставили стрелкам возможность попробовать свои силы в поражении цели, расположенной на расстоянии в 2 км. Всего мы подготовили для участников 22 упражнения, и они были очень интересными: поражение движущейся цели, цели в воде, выстрел с движущейся железнодорожной платформы, танка, полоса препятствий, где спортсмен должен произвести пять выстрелов из пяти разных позиций. Со стороны может показаться, что это несложно, но поверьте, это огромная физическая и эмоциональная нагрузка. Перед каждым ты должен собраться, сконцентрироваться, проанализировать, перегруппироваться.
Вы как организатор соревнований довольны результатом?
– В целом, да. Были незначительные недоработки, которые, впрочем, заметили только мы – организаторы. На 90% мы выполнили все поставленные задачи, начиная от количества участников. Мы провели серьезную и большую организационную работу. Только представьте, требовалось создать условия для безопасного перемещения по площадке 64 вооруженных людей! Причем и в первый, и во второй день соревнований за их действиями наблюдали не только 11 судей, но и зрители. Только обеспечением безопасности занималось около 50 человек – сотрудники ЧОПа и полигона. Кроме того, мы должны были скоординировать действие таким образом, чтобы стрелки не простаивали – и нам это удалось.
Каким было соотношение любителей и профессионалов – сотрудников спецслужб среди участников чемпионата? Кто показал лучшие результаты?
– 80% – спортсмены, 20% – представители спецслужб. На дистанции 500-1000 м. первые места заняли спортсмены, на 1500 и 2000 м. – сотрудник спецподразделения. Замечу, что во второй день соревнований погодные условия были без преувеличения экстремальными: порывы ветра до 15 метров в секунду, видимость – до 70%, порой она была почти нулевой, поскольку шел снег. Победил наиболее подготовленный к таким условиям: он с третьего выстрела поразил шар диаметром 90 см. на расстоянии 1500 м. и с третьего выстрела метровый шар на расстоянии 2000 м. Мы гордимся тем, что это был уралец. Кстати, именно он занял первое место среди профессионалов в декабре на «Кубке патриотов».
Среди спортсменов снова, как и на сентябрьских соревнованиях, отличился Андрей Иванов из Тюмени. Он стал лучшим в общем зачете на дистанции 1000 м. и лучшим на дистанции 500 м.
Когда вы планируете провести второй «Евроазиатский чемпионат по снайпингу»?
– 12 июня 2019 г., в День России. Мы выбрали эту дату вместе с руководством полигона и властями области. Все-таки в апреле на Урале не самые благоприятные погодные условия. Погода важна не столько для стрелков, сколько для нас, организаторов. Весной возникают сложности в подготовке полигона – техника вязнет, и площадка не используется по максимуму.
В начале декабря 2017 г. по вашей инициативе была создана ассоциация тактической стрельбы «РосСнайпинг», главная цель которой – добиться признания снайпинга в России видом спорта. Что для этого необходимо?
– В отличие от других стран, например США, где снайпинг– почти национальное движение и даже популярный вариант семейного отдыха, в России это молодое, формирующееся движение. В нашей стране есть несколько общественных организаций, объединяющих стрелков. В разных городах проводятся соревнования по снайпингу. Однако общих правил и стандартов пока не существует, каждый организатор предлагает свое видение. Чтобы снайпинг был признан видом спорта, их необходимо выработать. Мы, «РосСнайпинг», заключили соглашение с ведущими ассоциациями высокоточной стрельбы (Центр высокоточной стрельбы, г. Стерлитамак, Федерация высокоточной стрельбы России), чтобы сформировать эти правила. Это огромная и дорогостоящая работа. И, конечно, без государственной помощи не обойтись.
Кроме того, чтобы снайпинг стал видом спорта, мы должны привлечь в свои ряды несколько тысяч людей. Пока все общественные объединения высокоточной стрельбы насчитывают не более 350-400 членов. Все-таки снайпинг – не хоккей и не футбол, в которые все мальчики играют с детства.
Необходимо появление представительств в большей части субъектов федерации и таких полигонов, как «Старатель», хотя бы в городах-миллионниках. Здесь мы тоже сталкиваемся с трудностями: по законодательству, это должна быть площадка 1х6 км., не принадлежащая к населенному пункту. Скажу по собственному опыту: найти такой участок в Екатеринбурге нелегко, но мы над этим работаем, чтобы иметь возможность тренироваться ближе к дому. Такой полигон можно использовать и для популяризации высокоточной стрельбы, и для подготовки спецподразделений.
Сколько стоит членство в «РосСнайпинге»? Что необходимо, чтобы стать членом ассоциации?
– Ответ на первый вопрос – ноль, на второй – надо заполнить анкету и владеть на законных основаниях нарезным оружием – охотничьим, спортивным или служебным. Чтобы получить право на покупку нарезного оружия, надо в течение пяти лет владеть гладкоствольным оружием, быть членом охотничьего клуба. По истечении этого срока человек вновь проходит медицинскую комиссию, обучение и получает разрешение на приобретение нарезного оружия. Гражданин может одновременно иметь пять единиц гладкоствольного и пять нарезного. Замечу, что на одну лицензию можно приобрести одну единицу нарезного оружия и к нему, по сути, неограниченное количество дополнительных стволов разного калибра.
Любой интересующийся оружием, любящий стрелять, может заняться снайпингом и достичь успеха в высокоточной стрельбе?
– По моим наблюдениям, кому-то это дано, кому-то – нет. Человек может много и упорно тренироваться, но не иметь блестящих результатов. Необходимо, чтобы в одной точке совпали желание стрелка, его физические возможности и, как и в любом спорте, талант. Например, Андрей Иванов, о котором я говорил выше, начал заниматься снайпингом не так давно, 3-4 года назад, но он участвует и побеждает на многих соревнованиях, в том числе за рубежом.
В свою очередь и снайпинг влияет на человека. Я заметил в себе серьезные изменения: становишься спокойнее, уравновешеннее. На полигоне от всего абстрагируешься, эмоционально и психологически разгружаешься. И, конечно, это очень интересно. Снайпинг – это наука, в которой ты никогда не достигнешь совершенства.
В завершение разговора блиц из нескольких вопросов персонального характера:
На какое расстояние вы успешно стреляете, например, в условиях полигона?
– 1,5 км.
У вас дома есть галерея трофеев? Сколько в ней «экспонатов»?
– Да. У охотников есть примета: мы не ведем подсчеты в трофейной комнате. Навскидку – более полутора сотен.
Какой трофей вы считаете самым ценным?
– Лучшие трофеи – горные. Каждая горная охота по-своему интересна, и в 80% случаев я бы вернулся в те места, где был.
Может ли женщина быть снайпером? Вы таких встречали?
– В мире есть такие примеры. В России я не слышал о женщинах, серьезно увлекающихся снайпингом.
Ваша супруга Алёна стреляет?
– Интересуется, хочет тренироваться.
Будете ли вы приобщать детей к охоте, снайпингу?
– Сын с трех лет ходит со мной на охоту. Скоро ему исполнится девять.
Сколько оружия в вашем арсенале?
– Не скажу. Я коллекционер.
Как вам удается совмещать руководство бизнесом, спорт, охоту?
– Еще семья. Главное – выстроить систему и распределить время, силы, внимание. Если бизнес занимает все твое время, значит, он выстроен неправильно. Чаша должна быть наполнена – в этом и прелесть жизни, но не переполняться. В моем случае хобби разгружает от бизнеса, бизнес дает возможность финансировать хобби. И все в гармонии. Подобного баланса можно достичь только жесткой внутренней самодисциплиной.
Фото в тексте: РосСнайпинг