Меню

«Партнер забыл о встрече. И так непринужденно говорит: не страшно, главное — здоровье»

Сергей Очинян. Иллюстрация: Архив Сергея Очиняна

Предприниматель Сергей Очинян, в прошлом — главред «Московского комсомольца», открыл на краю земли туристическую фирму. И пока конкуренты спали, начал развлекать и лечить приезжих со всего света.

Рубрика: Наши за границей

Досье DK.RU

Сергей Очинян

Родился 6 декабря 1964 года в Кировабаде (сейчас — Гянджа), Азербайджан.

Образование:

1988-1992 гг. — УрГУ им. Горького, факультет журналистики.

Карьера:

1983 г. — слесарь Завода транспортного машиностроения (Свердловск).

1985-1987 гг. — трест Электроуралмонтаж, электромонтажник (Тюменская область).

1992-1997 гг. — работа в СМИ:

СГТРК — журналист радиопрограммы «Молодежная волна».

ИА ЕАН — ответственный секретарь,

«Областная газета» — начальник отдела информации,

ИА Интерфакс (Уральское бюро) — журналист,

«4 канал» — выпускающий редактор,

«Радио СИ» — шеф службы новостей,

1997-2004 гг. — региональный выпуск «МК-Урал», главный редактор.

Семья:

Женат, дочь трех лет.

Увлечения:

Пишет прозу, любит европейский футбол и красивых женщин.

В 2016 г. вышла книга рассказов Сергея Очиняна об Индии «Казаки и мангусты»

Название туристической фирмы «Мурзилка» упоминается только в учредительном договоре и финансовых отчетах. Индийский бизнес г-на Очиняна персонифицирован – туристы, приезжающие в страну, ищут Сергея и Наталью из Ковалама. За десять лет их имена стали местным брендом.

— Мы с женой обосновались в индийском курортном поселке Ковалам (штат Керала) десять лет назад, — вспоминает Сергей Очинян. — Поначалу просто бежали от январских морозов — зима в мегаполисе утомляет, а потом решили остаться. Привела нас сюда ошибка в путеводителе. Нам обещали фестиваль, где сто слонов отправятся из одного города в другой, но оказалось, что это зрелище растянуто во времени — часть слонов путешествовала в апреле, часть — в мае. Это сейчас в интернете можно найти любую информацию об Индии, а тогда сведения были скудными и не всегда достоверными. С тех пор мы полгода проводим на Урале, полгода — на Малабарском берегу.

Нас это вполне устраивает. Встречая и развлекая друзей, приезжавших в гости, мы постепенно освоили туристические маршруты и задумались о собственном бизнесе. Помимо турагентства были и другие возможности — торговать недвижимостью или снимать кино. В Тривандруме (столица Кералы) работает киностудия, выпускающая несметное количество фильмов, востребованных широкой публикой (время от времени нас приглашают изображать в них европейцев). Мы полагали, что сможем делать кино более высокого класса, но позже отказались от этой идеи, решив, что конкуренция с поточным производством — дело неблагодарное. Просиживать целыми днями в офисе тоже не хотелось. Работа с туристами привлекала больше. А главное, конкуренция на этом рынке оказалась невелика — индийцы открыли для себя туризм относительно недавно. Еще пять лет назад местные жители считали приезжих из других стран, мягко говоря, не вполне адекватными. В своем ли уме тот, кто потратился на дорогу, снимает дорогое жилье и покупает еду в ресторанах вместо того, чтобы жить дома, где все дешево, рассуждали они. И главное, они не понимали — зачем туристы выходят из-под пальм на солнце и платят за пляжные зонтики.

К тому времени, когда Индия признала туризм выгодным делом, и вся отрасль пришла в движение, мы уже накопили опыт и конкурентов не боялись.

Бизнес с терапевтическим эффектом

Если говорить о турагентстве, в первую очередь — это я и моя жена. Я отвечаю за встречи и проводы туристов, путешествия по Индии, отели, экскурсии. Жена занимается с гостями йогой и аюрведой. Для приезжающих мы обычно арендуем два-три дома (или гостиницы) вместе с персоналом. Десять дней отдыха обходятся туристу примерно в тысячу долларов, не считая затрат на дорогу. Наши клиенты — в основном, жители бывшего СССР — русские, белорусы, украинцы, казахи, прибалты. И еще — австралийцы (живут ближе всех), немцы (по соображениям экономии) и итальянцы, которые чувствуют себя в Индии как дома. Американцы и французы появляются реже. Кроме туристических автобусов для больших групп, на нас работают два водителя со своими автомобилями — представительскими и эконом-класса, и моторикша.

Г-н Очинян сам водит экскурсии на край земли

Мы живем в 80 км от края земли. Дальше — Индийский океан и Антарктида, а на южной оконечности Евразии — старинный город-храм Мадурай, привлекающий европейцев своей историей. С нами постоянно 15-20 туристов — одни ездят на экскурсии, другим мы преподаем йогу, третьи лечатся аюрведой. В отличие от Гоа, в Кералу едут за древней индийской медициной и народными средствами (травы, масла, порошки). Пляжный отдых вторичен.

Когда число приезжих увеличивается до 60, мы трудимся с утра до вечера. С экскурсиями помогают коллеги из венгерского турагенства, работающие в других городах Индии. В конце сезона, который продолжается два-четыре месяца в году, мы подводим итоги — кто-кому-сколько должен, и рассчитываемся.

Об Индии в народе знают две вещи: тут кругом грязь и много людей на грани нищеты. С этим не поспоришь. Но если бы улицы содержались в чистоте, и бедность не контрастировала с красотами из рекламных проспектов, это была бы уже не Индия, а Турция или Египет, где туристический бизнес развит не в пример лучше.

Наш человек в Коваламе

Тому, кто собирается делать бизнес в Индии, я бы советовал взять в соучредители индийца — буквально за 1% участия в капитале. Опасаться здесь нечего. Если и потеряете некоторую сумму из-за его национальной безалаберности, то выиграете намного больше. Иной раз помощь местного партнера неоценима. Особенно в тех случаях, когда у индийского государства возникают претензии к вашей фирме, в том числе, налоговые. Тогда на сцене появляется ваш компаньон со словами: «Имейте в виду, что вы копаете не под иностранную компанию. В этом предприятии я — учредитель».

Хамид (справа) компаньон, без которого Сергею Очиняну было бы непросто заниматься бизнесом в Индии

Нашего партнера зовут Хамид. Он родился в бедной мусульманской семье и 17 лет отработал в Саудовской Аравии, чтобы собрать денег на приданое своим сестрам, которых у него семь. Вернувшись, Хамид выдал их замуж и женился сам. Сейчас он счастливый отец четверых детей. Перечислять случаи, когда Хамид выручал нас, можно долго — без него вести дела было бы намного сложнее.

Однажды нам понадобилось несколько тысяч долларов, чтобы проплатить контракт, а свободных средств не было. За помощью мы обратились к Хамиду. Он отправился к своим сестрам, забрал у них все золото — серьги, браслеты, кулоны, заложил в банке и рассчитался за нас. Через месяц, когда мы вернули деньги, он выкупил залог и все раздал обратно. В Индии банки работают как ломбарды. Процедура рутинная: приходит человек с драгоценностями, золото взвешивают, по курсу считают стоимость и выдают деньги. С тем же успехом он может обратиться в любой ювелирный магазин. Сейчас индийцы начинают хранить деньги в банках, а раньше сберегательной кассой была земля или золото. Земельный участок — это стратегический запас, а золото — оперативный. Понадобились деньги — снял с женщины драгоценности, заложил в банк, потом выкупил и вернул. Обычное дело.

Разговор с фининспектором

Бюрократия в Индии даст российской сто очков вперед. Мы поняли это, когда регистрировали свою туристическую фирму. Процедура была несложная — открыть банковский счет и положить на него определенную сумму. Служащий банка задавал нам вопросы, записывал ответы и в одной из граф случайно поставил прочерк, как будто информации нет. Оставаясь в неведении, мы улетели в Россию. Думали, процесс пошел. И вот проходит шесть месяцев. По возвращении мы выясняем, что не продвинулись ни на шаг, потому что резервный банк Индии запрашивает недостающие сведения. «Как же так?» — спросили мы чиновника. Он признал ошибку, но исправлять ее не стал, опасаясь, что начальник обвинит его в некомпетентности. И не нашел ничего лучше, как отправить официальный запрос в головной офис. Головной офис переслал бы запрос в штаб-квартиру в Нью-Йорке, а оттуда в Москву и дальше — в Сбербанк Екатеринбурга. Информация пришла бы по обратной цепочке. Когда мы это узнали, то схватились за голову — такой маршрут обещал еще год ожидания при условии, что все пойдет по плану.

Индийский бизнесмен может не прийти на встречу по забывчивости

Мы бросились в головной офис банка, чтобы перехватить письмо. Объяснили ситуацию вышестоящим менеджерам, и они пошли нам навстречу: запрос удалось аннулировать. Проблему решили на месте. Хамид помог нам и в этот раз.

Открывая свою фирму в Индии, я опасался, что она повиснет камнем на шее, если дела пойдут не так успешно, как мы рассчитывали. Но тревога была напрасной. Здесь нет обязательных налогов, которые вы должны платить независимо от обстоятельств. Только налог на прибыль — 40%. Если год выдался неудачным, и прибыли не было, бухгалтерскую документацию разрешается не сдавать. А деньгами, которые приносит бизнес, после уплаты налогов можно распоряжаться по своему усмотрению — инвестировать, тратить, снимать со счетов и наличными вывозить за границу. Никакого подоходного налога платить не надо.

Честные и безалаберные

Отношениям предпринимателя с контрагентами, банками и государством мешает индийская необязательность. Вы спешите на деловую встречу, чтобы обсудить совместный проект, а ваш собеседник не приходит из-за того, что начался дождь. Вы переносите разговор на завтра, и снова в назначенный час никого нет. На вопрос: «Почему?» индиец отвечает: «Сегодня выходной». «Но вы же знали об этом, когда назначали встречу» — «Ну, извините, я забыл». И все это непринужденно, с улыбкой — ведь ничего страшного не случилось. Никто не умер. Бизнес — всего лишь средство, чтобы в семье был мир и достаток. Главное — это здоровье и спокойствие близких. Все остальное подождет.

Семейные фото помогают г-ну Очиняну налаживать контакты с индийскими бизнесменами

Если я собираюсь обсуждать дела с будущим партнером, всегда беру с собой семейные фотографии, потому что индиец обязательно будет показывать свои: вот — папа и мама, вот — жена, вот — дети. Я тоже не остаюсь в долгу: это мы с супругой в России, а это — уже в Индии. Так начинаются отношения. Тому, кто не носит с собой фото, не понять, почему беседа не принесла результата — встретились, поговорили и разошлись.

Зато индийцам можно верить на слово. Если владелец гостиницы требует предоплату, я отдаю деньги под честное слово. Требовать расписку было бы ошибкой — в глазах потенциального партнера это меркантильность, бросающая тень на перспективы сотрудничества. Обман исключен — вам непременно предоставят услугу, о которой шла речь. Правда, обратно вы этих денег уже не получите, даже если качество услуги вас не устроит.

Ориентироваться по звездам

Драматург Николай Коляда, отдыхавший этим летом на Гоа, с недоумением рассказывал в Facebook, что в гостинице 3* ему досталось постельное белье от предыдущего постояльца. Что сказать? Это Индия. Услуги отелей, ресторанов и вообще любой сервис для туристов здесь не сертифицирован. Надпись Hotel 5* означает только одно — владелец заведения так его позиционирует. Если вы решили играть в эту игру, стоит заглянуть внутрь, чтобы оценить номера, санузлы и чистоту простыней. Ибо местный пофигизм распространяется и на звездные отели. Помню, как в 4* гостинице — $110 за ночь — я обнаружил на потолке ванной комнаты грибок, заклеенный скотчем, который свешивался сверху как серпантин.

Обидно, когда туристы платят за это немалые деньги. Типичный случай — звонит клиент: прилетаю такого-то числа, подготовьте отель — на первой линии, с wi-fi и бассейном. Пытаюсь объяснить, что в нашем городе таких гостиниц — полторы-две, и даже если заведение формально будет соответствовать запросам, отдавать за номер $90 не стоит. Но человек настаивает, а слово клиента — закон. Иду в гостиницу торговаться, сбиваю цену до $70 — хозяин просит предоплату за неделю. Как только деньги приходят, оплачиваю проживание. Но когда турист приезжает и вселяется в номер, он понимает, что переплатил вдвое. Мы вместе отправляемся в отель и просим вернуть деньги, однако индийцы всегда находят множество причин для отказа.

Прежде чем снять номер в индийском отеле 5*, стоит убедиться, что звезды настоящие

Мы стараемся подбирать жилье, которое устраивает и пенсионеров, и молодоженов, и семьи с детьми. Иногда вместо гостиницы проще снять дом на несколько семей, которые будут готовить сами, и сэкономят на ресторанной еде.

Это не значит, что в Индии не найти приличных гостиниц — есть достойные варианты 4-5* и президент-отели с номерами по $1000, и отличные бассейны, и океан в 15 метрах, и пресловутый all inclusive. Но от Индии не отгородиться — она все равно вас достанет. Представьте: вы загораете на частном пляже, а неподалеку индийские рыбаки вытаскивают на берег улов, и запах рыбы распространяется повсюду. Или бродячая собака оставит на песке экскременты, убирать которые никто не будет. А в гостинице вам забудут поменять белье, или коридорный принесет завтрак без столовых приборов.

Все это может случиться с вами и завтра, и послезавтра. В одночасье ничего не изменишь. Единственный выход – быть терпимее. Не раздражаться. Не делать больших глаз, если что-то пошло не так. Я считаю, мы могли бы поучиться у индийцев философскому отношению к жизни. Она слишком коротка — зачем расстраиваться из-за мелочей?

Сергей Очинян уверяет, что это не его дети

Фото: архив Сергея Очиняна