Зачем нам нужны технопарки, когда в Свердловской области встанет на ноги легпром и что продают за рубеж уральские заводы — интервью и.о. министра промышленности и науки региона Сергея Пересторонина.
Результаты работы промышленного сектора Свердловской области не всегда заметны рядовому жителю региона, но в последние несколько лет производство демонстрирует хорошие результаты, считает и.о. министра промышленности и науки региона Сергей Пересторонин. Как и в любой отрасли экономики, здесь есть свои сложности, тем не менее в уральские заводы все чаще вкладывают деньги отечественные и зарубежные инвесторы, а местные производители все активнее выходят со своими товарами и технологиями на международный рынок.
Что сейчас происходит с промышленным сектором Свердловской области? В каких сферах есть развитие, а где, наоборот, существуют проблемы?
— По состоянию на 1 августа 2017 г. объем произведенной и отгруженной продукции по сравнению с прошлым годом составил 108,2%. По итогам прошлого года было 107,2% — то есть рост уже есть. При этом мы не учитываем показатели октября-декабря, а именно в эти месяцы, как правило, идет основная отгрузка.
Визуально этот рост отразить сложно. Люди часто спрашивают: а где можно посмотреть то, что производят у нас в регионе? А где можно увидеть гидравлический экскаватор с ковшом в 40 кубометров, если его собирают уже на угольном разрезе в Кузбассе? Или комплектующие для подстанций? Или турбины? Только в заводском цехе или на месте сборки. Исключение составляет разве что подвижной состав — те же скоростные электрички «Ласточка», которые используются не только у нас, но и в других регионах. Например, на московской кольцевой дороге 400 тыс. пассажиров в сутки перевозят локомотивы и вагоны нашего производства.
Результаты работы легкой промышленности куда более заметны для населения, но именно с этой отраслью у нас не все благополучно. Когда ситуация изменится?
— Да, легкая промышленность — это огромный резерв: в прошлом году население области потратило на товары повседневного потребления 520 млрд руб. К сожалению, в 1980-х гг. этот сегмент был фактически потерян и с трудом возрождается, конкурируя с китайскими и турецкими производителями. Нельзя в приказном порядке сказать: «покупай наше», особенно если китайское пластмассовое ведро стоит 20 руб. в магазине, а у нашего только себестоимость составляет 150 руб. Развитие сегмента товаров народного потребления требует детальной проработки и поддержки, в том числе на федеральном уровне. Но в последние два года даже в этой отрасли есть очень интересные примеры успеха.
Какие?
— Например, до 2014-2015 гг. свердловские производители занимали не больше 10-12% рынка мебели (а его объем составляет примерно 14,5 млрд руб. в год), а теперь — около 20%. На территории нашего керамического завода успешно работает группа АСМ-мебель, там же располагается предприятие, которое изготавливает ортопедические матрасы, подушки, одеяла. За год они увеличили объем производства в 1,5-2 раза. Когда я впервые увидел их изделия в магазинах, решил, что они зарубежного производства. Качество — европейское, но производят их у нас, причем даже материалы для них на 80-90% местного производства: поролон, специальное полотно, которое изготавливается в регионе из привозной кокосовой стружки, проволока.
58 млрд руб. население области ежегодно тратит на одежду. И местные производители постепенно начинают завоевывать этот рынок, в первую очередь — спортивной одежды. Пока их доля невелика — несколько процентов. Основная проблема заключается в отсутствии сырья: весь мир давно шьет спортивную одежду из качественной синтетики, у нас ее нет. Но и эта проблема постепенно решается. Наш камвольный комбинат получил господдержку и теперь, помимо шерстяных и полушерстяных тканей, организовал производство флиса.
Еще один пример — компания «Сима-Ленд», которая, являясь крупнейшим оптово-розничным продавцом, сама начала выпускать качественное постельное белье, одежду, игрушки. Налаживать производство у нас стало выгоднее, чем возить из Китая, где средняя заработная плата выросла, по данным Сбербанка, на середину 2017 г. до $780. Средняя стоимость рабочей силы у нас составляет не более $720, к этому стоит прибавить отсутствие затрат на логистику, рост валюты и преференции для местных производителей. Еще три года назад выгоднее было возить товар, сегодня — экономически целесообразно производить на месте.
Промышленная координация
Одна из задач областных властей — выстроить связи между предприятиями региона. В том числе для этого в регионе создаются технопарки и индустриальные парки.
В регионе постоянно появляются новые индустриальные и технологические парки, но часто можно услышать критику в их адрес. Действительно ли они будут способствовать развитию промышленности?
— Да, это действительно эффективный инструмент. Упрощая, можно назвать индустриальный парк современным аналогом средневековой ремесленной улицы. В идеале на одной площадке должны работать 10-30 небольших предприятий, выпускающих продукцию по отраслевым признакам. Они совместно оплачивают услуги управляющей компании, шоу-рум, кооперируются в производстве. Пример — индустриальный «Химпарк» в Нижнем Тагиле, где резиденты выпускают широкий ассортимент продукции химической отрасли — от компонентов для асфальта до пластиков. Хорошо, если в каждом муниципалитете удастся организовать такие производственные площадки. Например, в Первоуральске можно было бы изготавливать пластик, в Ревде — все, что связано с переделом по цветной металлургии — столовые приборы, посуду, тем более, что УГМК завершает там инвестпроект по переводу производства из центральной части России на Урал.
А какая задача стоит перед технопарками?
— Индустриальный парк позволяет выстраивать горизонтальные связи между производственниками, а технопарки решают еще более важную проблему — выстраивают отсутствующую сегодня связь между фундаментальной наукой, отраслевыми научно-исследовательскими и проектными институтами и производством. Взаимодействие между ними должно строиться следующим образом. Производители делают запрос специалистам институтов: нам нужна технология для изготовления такого-то продукта или материала с такими-то характеристиками. Те, в свою очередь, делают запрос фундаментальной науке на базовые исследования. Получив результаты, они создают технологию, а бизнес внедряет ее в производство. Такой производственно-научный «лифт» проще всего выстраивать именно в технопарках. Реализацию этих проектов курируется, в том числе, со стороны губернатора Свердловской области.
Кроме того, технопарки выполняют функцию инжинирингового центра: туда можно принести необходимую к изготовлению деталь, специалисты разберутся, как она работает и либо изготовят сами, либо подготовят изготовителю всю необходимую документацию, проведут сертификацию, при необходимости — оформят патент.
Сейчас, например, есть проблема: для сельхозработ закупили большое количество техники, комплектующие к которой произведены в десятке разных стран. Если сломалась какая-то деталь, надо неделями ждать, пока поставят новую, а в сельском хозяйстве день год кормит. Пришли сельхозпроизводители к нам, попросили помочь. Составили реестр необходимых деталей, потом их переведут в чертежи, и местные предприятия будут их изготавливать. Для такой кооперации важно вовремя получать информацию о возникающих проблемах и потребностях одних и возможностях их решения со стороны других промышленных предприятий.
И вы собираете эту информацию?
— Да. Например, мы совместно с КРСУ создали сайт с пополняемой базой данных о свободных производственных площадках и оборудовании. Ведь часто производитель понимает, что новый станок он будет использовать процентов на 10-15: у него просто нет объемов для стопроцентной его загрузки. Зачем же его покупать, если можно заключить договор с другим предприятием, где это оборудование уже есть и тоже загружено только частично.
В данном случае кооперация подразумевает взаимодействие между примерно равнозначными по масштабам предприятиями. А как налаживается сотрудничество между крупными компаниями и малым и средним бизнесом, для которых заказы от больших заводов очень нужны?
— Пока туговато, особенно это касается сотрудничества с крупными оборонными предприятиями, где совершенно иная система ценообразования. Но выход есть и в этом случае: каждое оборонное предприятие, по идее, может выполнять функции инжинирингового центра, который позволит на одной площадке представителям малых компаний изготавливать продукцию, в том числе и для этого оборонного предприятия.
Малые и средние предприятия, в отличие от крупных, как правило, входящих в состав холдингов, не имеют возможности и средств для обращения за поддержкой к федеральным министерствам напрямую, хотя сейчас реализуется более 50 механизмов государственной поддержки машиностроительных предприятий по востребованным направлениям. Поэтому микропредприятиям и малому бизнесу поддержка региональных властей очень нужна — им больше не к кому обратиться. А вот лоббировать интересы холдингов на федеральном уровне министерству промышленности как правило нет необходимости: они сами пролоббируют свои интересы лучше нас, если это им будет нужно.
Поддержка развивающихся предприятий оправдана. А зачем в регионе вкладывают огромные силы и средства в депрессивные предприятия? Не проще ли их закрыть и отдать площади другим инвесторам?
— Мы поддерживаем все предприятия, независимо от того, есть ли у них перспектива развития или ее нет, потому что зачастую эти заводы работают в моногородах и кроме них в муниципалитетах просто никто не может предложить работу. Кроме того, часто даже «депрессивные» предприятия обладают уникальными технологиями и компетенциями, которые необходимо сохранить. Например, эпопея с Баранчинским электромеханическим заводом длится уже много лет. Да, виноваты во многом собственники. Но рабочие-то завода в чем виноваты? Куда им идти и чем кормить семьи? Задача правительства и губернатора Свердловской области заключается именно в том, чтобы брать на себя решение таких проблем. Сейчас на завод зашел новый инвестор, у предприятия есть перспективы, но без нашей помощи его бы уже давно разрезали на металлолом.
Сейчас в области около 20 проблемных предприятий, каждое из которых находится на контроле правительства и губернатора Свердловской области. В правительстве создано несколько комиссий, которые ежедневно отслеживают возникновение задолженности у свердловских предприятий по зарплате, налогам, расчетам с контрагентами и другие показатели, сигнализирующие о проблемах на производстве.
В общем виде задача выполнима
Перед промышленным комплексом региона стоит задача в ближайшие пять лет на четверть увеличить объем ВРП. В министерстве промышленности и науки Свердловской области уверены, что реализуемые в регионе инвестпроекты и увеличение доли продукции высокого передела делают эту цель вполне достижимой.
Какие отрасли промышленности будут развиваться в ближайшие годы? Во что сейчас готовы вкладывать деньги инвесторы?
— Во-первых, интересно все, что связано с аддитивными технологиями — это производство оборудования и материалов для 3D-печати. Этим направлением плотно занимаются в Ростехе, Роснано, Росатоме. Уже сейчас на предприятиях Среднего Урала могут выпускать вполне конкурентоспособную продукцию, используя эти технологии. В этой сфере есть сложности, связанные с недостаточно проработанной нормативной базой, но они решаемы.
Активно будет развиваться медицина. В ближайшие полтора года большой проект по производству радиофармацевтических препаратов, которые используются при лечении онкологических заболеваний, будет реализован в Заречном. Если раньше там изготавливали только сырье и продавали за рубеж, то теперь будут выпускать уже готовую продукцию. Ирбитский фармацевтический завод в последние три года вложил около двух млрд руб. в техническое перевооружение. Они расширяют номенклатуру товаров и значительно увеличили объем производства.
А готовы ли иностранцы вкладываться в нашу промышленность? Приходят ли к нам зарубежные инвесторы?
— В большом количестве. Например, в июле мы открывали совместный российско-чешский мини-завод по производству гальванических покрытий, совместно с чехами же проводится модернизация Бобровского электроизоляционного завода. Со своими предложениями выходят немцы, белорусы, китайцы, швейцарские компании. У нас есть что предложить инвесторам: в регионе есть сырье, площадки и в первую очередь, компетенции — специалисты, наука, образование. У нас в регионе работают 21 институт УроРАН и еще более 80 отраслевых институтов. Какой еще регион располагает таким потенциалом?
Насколько активно свердловские предприятия выходят на зарубежные рынки? Сегодня экспортоориентированность бизнеса — один из национальных приоритетов.
— У нас в области есть три-четыре десятка предприятий, которым уже тесно не только в границах региона, но и в границах страны, они готовы выходить на рынки Европы, Азии, Африки. Мы поддерживаем их в этом, потому что у многих потенциальных импортеров нет знаний и связей, которые позволили бы это сделать. По поручению губернатора была создана программа, в которой прописано, с помощью каких мер мы совместно с Федерацией можем их поддержать. В первую очередь это компенсация затрат на международную сертификацию товаров — это очень дорогая процедура, кроме того, им могут компенсировать затраты на участие в международных выставках. У нас есть задача за ближайшие пять лет увеличить долю экспорта в 1,6 раз, и, я думаю, она будет выполнена.
Губернатор Свердловской области дал старт программе «пятилетка развития». Какие задачи в ее рамках ставятся перед промышленностью? Насколько они выполнимы?
— Задачи ставятся вполне реальные: необходимо увеличить на 26% объем валового продукта — с 1,9 трлн до 2,4 трлн руб. Под каждый плановый показатель нужно будет прописать перечень действий, необходимых для его достижения, и обоснование. Но уже сейчас видно: для выполнения поставленной задачи нужно прирастать в среднем по 7% в год, увеличив производство продукции почти на 500 млрд руб.
То есть расти в том же темпе, что и сейчас?
— Фактически, да. Но не стоит говорить «гоп», пока не перепрыгнул. Динамика может меняться, особенно, если делать ставку на производство и продажу сырья, цены на которое на мировом рынке нестабильны. Но в регионе промышленность начинает развиваться за счет высокотехнологичных переделов, у нас производят продукцию с высокой добавочной стоимостью. И чем больше будет доля такой продукции, тем выше будет вероятность выполнить поставленные задачи. По нашим расчетам, к 2021 г. объем валового регионального продукта будет даже не 2,3, а 2,5 трлн руб. Это станет возможным благодаря завершению многих крупных инвестиционных проектов, а также за счет «юридического переноса» части предприятий в Свердловскую область, этим вопросом активно занимается губернатор. Сегодня многие производства работают у нас, но зарегистрированы не на территории Свердловской области, соответственно, платят налоги в бюджет других субъектов. А это неправильно: крупный бизнес должен понимать, что показатели работы его производства во многом зависят от уровня жизни людей в этом регионе, а он напрямую связан с количеством налогов, которые идут на улучшение дорог, жилья, социальные программы.
Наиболее перспективные направления импортозамещения в Свердловской области:
Инфографика, фото: Игорь Черепанов / DK.RU