«Грузчики и дворники из Средней Азии перестраивают финансовые потоки в России. Речь идет о суммах, сопоставимых с инвестициями в нефтегазовый сектор». Колонка Сергея Писарева для DK.RU.
Сергей Писарев, президент фонда «Русский предприниматель»:
— Москва обещает выделить деньги на федеральную программу, призванную решить кадровые проблемы в регионах, если те отдадут работу мигрантов российским гражданам.
На первый взгляд, это невыполнимая задача. Спросите строителя или ритейлера, обойдутся ли их компании без выходцев из азиатских республик. Вам ответят, что русские не станут выполнять тяжелую работу за гроши. Отчасти это правда. Мы видим, как миллионы (без преувеличения) трудоспособных граждан России в форме охранников с утра до вечера смотрят телевизор в офисных центрах. Это проще, чем класть кирпичи или убирать мусор.
Однако времена, когда приезжие были только дворниками и грузчиками, давно прошли. Квалификация растет — они становятся сантехниками, электриками, водителями автобусов. Уже появились гастарбайтеры-врачи и гастарбайтеры-учителя (в том числе, русского языка). Либерально настроенные депутаты Госдумы предлагают разрешить мигрантам работать в полиции, ссылаясь на опыт европейских стран, где специалисты других национальностей помогают бороться с этническими преступными группировками (хотя понимают, что такая практика чревата коррупцией).
Не секрет, что мигранты добавляют работы правоохранительным органам. Помимо краж, убийств и изнасилований, которые уже не воспринимаются как чрезвычайные происшествия, на совести гостей из Средней Азии контрабанда наркотиков. Число наркозависимых, лечение которых финансирует российское государство, уже сравнялось с армией гастарбайтеров. Думаю, есть и другая зависимость — чем меньше будет приезжих, тем проще найти среди них наркокурьеров.
Бюджетные средства, кстати, приходится тратить и на медицинские услуги мигрантам. Им проще вызвать скорую помощь, чем платить за прием врача, ибо все экстренные вызовы — бесплатные. В 2014 г. непрофильных выездов бригад в Екатеринбурге было около 15%, причем основная их доля приходилась на Сортировку и Орджоникидзевский район, где гастарбайтеры в основном и проживают. Когда у мигрантов появляются дети (нередко их жены приезжают в Россию на последнем сроке беременности), наши врачи тоже принимают роды бесплатно — в помощи никому не отказывают. Но платим за это мы, мигранты своими деньгами российское здравоохранение не поддерживают.
Прибыв в Екатеринбург, дети и жены гастарбайтеров тоже ищут себе занятие. Хорошо, если это официальный заработок, а не воровство, не сбыт наркотиков и не попрошайничество. На перекрестке объездной дороги и Чусовского тракта, где я проезжаю утром и вечером, можно видеть женщин и детей, просящих подаяния. В потоке машин они рискуют собственной безопасностью, однако представители дорожной инспекции не видят в этом ничего предосудительного.
Это не совсем не значит, что приезжие едва сводят концы с концами. До девальвации рубля среднестатистический гастарбайтер ежемесячно отправлял домой 300-500 долларов. В масштабе страны это гигантские деньги. По оценкам, речь идет о $50-100 млрд – суммах, сопоставимых с инвестициями в газовую и нефтяную отрасли. Получается, что грузчики и дворники из Средней Азии перестраивают финансовые потоки.
Как ни поверни, мигранты в стране – лишние. Это временщики, приезжающие только на заработки. Их единственный стимул – получить как можно больше денег. Ни традиции, ни законы нашей страны не представляют для них никакой ценности. Так давайте прощаться с этими людьми. Тезис о нехватке рабочих рук не совсем верен – вспомним тех же охранников, просиживающих штаны, офисный планктон и многочисленных чиновников (их предлагают сокращать, лишать льгот и переводить на трудовые договоры). Армия бездельников велика. Кризис, который, по оценкам аналитиков, углубляется, вынудит этих людей искать другую работу. В том числе, на стройках.
И надо еще вспомнить, что много русских семей проживает в бывших республиках СССР. Они готовы вернуться на родину, если государство поможет им с жильем и работой. Я уже не говорю про Украину, где стало небезопасно. Миллионы украинцев приедут к нам хоть сегодня. С точки зрения менталитета, языка, религии и соблюдения законности, это совсем другие люди. Землю на Дальнем Востоке лучше выделить им, чем китайцам.
Формально программы, связанные с переселением соотечественников, работают и сегодня, но мы понимаем, что все они – фиктивные. А перспективы для репатриантов есть.
Государство могло бы вложиться в сельское хозяйство, чтобы выпускать экологически чистые продукты – для внутреннего и мирового рынков. Частные инвесторы будут рады, если им дадут зеленый свет. Вспомним, что среди охранников офисных центров много сельских жителей, уехавших в город из-за безработицы.
Дайте им шанс вернуться на землю.