«Власть Сальвадора Альенде пошатнулась из-за забастовки водителей грузовиков. А теперь в России бастуют дальнобойщики». Колонка Сергея Писарева для DK.RU
Сергей Писарев, президент фонда «Русский предприниматель»
— Когда президент отстранил Сердюкова от командования армией из-за коррупционного скандала, министром обороны стал Сергей Шойгу. Такой выбор многие считают удачным. Более того — при колоссальном кадровом дефиците в эшелонах власти было бы неплохо направить клонов Сергея Кужугетовича в другие ведомства, ибо достойных управленцев, похоже, нет ни в Минэкономики, ни в Минздраве, ни в Министерстве образования (список можно продолжить). И всем это очевидно.
Народ ждет, когда чинуш, возглавляющих многие ключевые ведомства, погонят за профнепригодность. Однако этого не происходит. Бюрократическая машина инерционна – чтобы ее развернуть, нужны новые люди.
Очевидно, что идеальный чиновник должен сочетать два качества: компетентность и государственный подход — все, что он делает, несет пользу обществу.
На практике этого нет. По моим наблюдениям, умные люди с талантами организатора (возьмите того же Сердюкова) больше озабочены собственными интересами, а государственникам, которых на госслужбе, к сожалению, на порядок меньше, часто недостает компетентности. В обоих случаях результат плачевен по понятным причинам.
Отчего же во власти такая убогость? Ответ прост: «людей с идеалами» система выдавливает – они раскачивают лодку, мешая корыстным устремлениям функционеров. Так было не всегда. В царской России существовала мощная управленческая вертикаль, эффективность которой признавали даже политические противники. Революция стала возможной, в том числе, из-за того, что монархия не сумела выстроить отношения с образованными чиновниками, а революционеры воспользовались их разногласиями. В Советском Союзе тоже понимали, что без квалифицированных кадров страна не выживет – фабрика по производству инженеров исправно работала. И когда грянул капитализм, обученные технические специалисты занялись политикой и бизнесом (вряд ли ошибусь, сказав, что большинство успешных людей — выпускники радиофака или физтеха УПИ).
Однако, беда в том, что Россия быстро превратилась в глобальный логистический центр. Высокие цены на нефть и газ навели чиновников на мысль, что все необходимое — станки, автомобили, холодильники и сельхозпродукты — проще импортировать. Начало этому положил академик Абалкин. Будучи советником первого президента, он убедил руководство страны отказаться от промышленности группы А, выпускающей средства производства. Благодаря этому базовые отрасли пришли в упадок, а большинство профессий в России поделились на три группы: топливо-энергетический комплекс, торговля и чиновники, контролирующие первые две.
Неудивительно, что чиновничий класс, размножавшийся как грибок, вырос до гигантских размеров. Государственных людей сегодня около двух миллионов – больше, чем в СССР, где огромный бюрократический аппарат управлял централизованным хозяйством. Это видно невооруженным глазом. Когда Ельцин был первым секретарем обкома КПСС, все ветви власти помещались в «Зубе мудрости» на Октябрьской площади.
С тех пор у нас появилась резиденция губернатора, здание Законодательного собрания, штаб-квартира полпредства и еще многие ведомства в отдельных зданиях по всему городу.
Поскольку сырьевая экономика, ориентированная по большому счету на закупку и распределение зарубежной продукции, не требовала от руководителей федеральных ведомств, регионов и муниципалитетов высокой квалификации, аппарат власти быстро деградировал. Пока нефтяных денег хватало, их ошибки были не критичны. Но сейчас требуются компетентные патриоты, которых нет на официальной скамейке запасных. Добровольно во власть их никто не пустит, но обстоятельства могут сложиться так, что у руководства страны не будет другого выхода. Станем голодать — появится специалист по сельскому хозяйству, рухнет система образования (ей уже недолго осталось) — найдется человек, способный ее поднять.
Плохо одно — критический момент все никак не наступит. Экономика падает, но дна еще не достигла.
Хорошо, если руководство страны, осознав серьезность момента, найдет в себе силы заняться кадровой политикой по настоящему заблаговременно.
Если нет, углубляющийся системный кризис перейдет в острую фазу, чреватую социальными потрясениями. Такую вероятность нельзя исключить. Если помните, власть Сальвадора Альенде пошатнулась из-за забастовки водителей грузовиков.
Теперь из-за ошибки (или корысти) очередного «управленца» водители бастуют и в России. Готовьтесь, нас ждет революция – или кадровая, или социальная.
Я за первый вариант.