Меню

Сергей Пудов: «Мы лучше китайцев знаем, как работает буровая в условиях русского севера»

Иллюстрация: Личный архив Сергея Пудова

«Мы ни разу не поменяли гендиректора, название, направление деятельности и банк». История о том, как небольшой советский кооператив за три десятка лет вырос в современную группу компаний.

Научно-производственный центр «Металлург» начал работу 28 лет назад на закате Советского Союза. В июне 1990 г. несколько сотрудников «Уралмашзавода» воспользовались возможностями, которые давал закон о кооперации, и зарегистрировали свой кооператив. Большинство подобных компаний в то время занималось торговлей и довольно быстро уходило с рынка. Но основатели «Металлурга» решили делать то, в чем они хорошо разбирались, и наладили обслуживание горнодобывающего оборудования: экскаваторов, дробилок, мельниц. И не прогадали: их услуги до сих пор востребованы на рынке, а за 28 лет «Металлург» прошел путь от небольшого кооператива к группе компаний с собственной производственной площадкой, позволяющей выпускающей комплектные буровые установки грузоподъемностью от 200 до 450 тонн.

В 90-м году у нас был большой опыт работы на «Уралмашзаводе» и желание пуститься в самостоятельное плавание, решить финансовые проблемы своих семей  все помнят, какое это было нелегкое время. НПЦ «Металлург» оказался нетипичным предприятием: за 28 лет работы мы не поменяли ни направления деятельности, ни главного бухгалтера, ни генерального директора,  рассказывает генеральный директор Сергей Пудов.

Первоначально изготовление запасных частей для ремонта горнодобывающего и бурового оборудования размещалось по аутсорсингу на заводах России и Казахстана, но уже через несколько лет появилась возможность открыть собственную производственную площадку, и 10 лет назад НПЦ «Металлург» запустил в работу Тюльганский машиностроительный завод в Оренбургской области.

Сейчас «Металлург»  это группа компаний из трех предприятий, которые успешно дополняют друг друга. Специалисты НПЦ «Металлург» разрабатывают технические решения и конструкторскую документацию, в «УЛК-МАШСЕРВИС» проводят экспертизу промышленной безопасности, а на Тюльганском машиностроительном заводе осуществляется изготовление и контрольная сборка оборудования с использованием современных технологий и соблюдением международных стандартов контроля качества. На предприятиях группы работает порядка 200 человек.

Как отмечает Сергей Пудов, на рынке бурового и горнодобывающего оборудования место находится как для промышленных гигантов, так и для менее крупных компаний.

Безусловно, конкуренция есть, и каждой компании важно найти свою нишу и своих заказчиков. Надо понимать, что крупные машиностроители  например, «Уралмашзавод»  работают на крупные же буровые компании. Мы сотрудничаем с относительно небольшими частными буровыми компаниями, которые зачастую не могут позволить себе купить новую установку, но готовы заниматься модернизацией существующего парка, и мы им в этом помогаем,  отмечает генеральный директор НПЦ «Металлург».

Правда, сегодня малым и средним предприятиям с каждым годом становится сложнее работать: ужесточаются бизнес-среда и налоговое законодательство, а конкретно на рынке бурового и горнодобывающего оборудования производители и сервисные компании вынуждены противостоять экспансии китайских производителей. Конкурировать с ними по цене бесполезно, уверяет руководитель «Металлурга», компания борется за клиента, наращивая свои преимущества – улучшая качество продукции и инженерных решений.

Мы лучше наших китайских конкурентов понимаем, как буровое оборудование работает и должно работать в условиях Нового Уренгоя, Нижневартовска или Красноярска, и наши клиенты ценят нас за это уже почти 30 лет,  говорит Сергей Пудов.

Предприниматели старой формации  люди суеверные

В компании свой успех и долгожительство объясняют стратегией постепенного развития, высоким профессионализмом и хорошей репутацией, которую нарабатывали годами. «Узость рынка нефтебурового оборудования диктует свои условия: поскольку все друг друга знают, самая большая ценность тут  деловая репутация. Стоит один раз сделать что-то не так, и это может перечеркнуть годы успешной работы»,  уверяет Сергей Пудов.

Бурному и рискованному росту руководство компании предпочитает поступательное развитие. Например, если приходится брать кредит под реализацию какого-то крупного проекта, просчитываются все возможные риски.

Впрочем, кредиты и другие банковские услуги «Металлургу» предоставляют без проблем. Дело в том, что руководство компании хранит верность одному и тому же банку те же 28 лет. За это время кредитная организация успела поменять название и организационно-правовую форму, но кредитная история и, самое главное, партнерские отношения сохранились.

Когда в 1990-м мы зарегистрировали кооператив в Орджоникидзевском районе Екатеринбурга, нас направили в Орджоникидзевский же филиал Свердлсоцбанка, где мы открыли счет,  рассказывает Сергей Пудов,  Потом Свердлсоцбанк объединился с Уральским банком реконструкции и развития, и мы остались с ними. Получается, наша кредитная история в одном банке ведется с 1990 г.

НПЦ «Металлург» пользуется стандартным набором банковских продуктов: расчетный счет, кредиты, банковские гарантии под крупные контракты, депозиты. Но, как отмечают в компании, даже стандартные услуги можно оказывать с учетом индивидуальных пожеланий клиента:

Практически ежедневно мы получаем разнообразные предложения от других банков, но, тем не менее, остаемся с УБРиРом. Видимо, большинство предпринимателей старой формации – люди суеверные, считаем, что когда все идет хорошо, не стоит пытаться что-то изменить. Кроме того, УБРиР в лице управляющей Орджоникидзевским филиалом банка Веры Николаевны Грачевой часто идет нам навстречу, подсказывает необходимое решение в финансовых и бизнес-вопросах. Это как раз то, что называется персональным подходом. Сотрудники отделения работают очень гибко и оперативно, руководитель всегда открыт для обсуждения и предложений, что для нас важно.