«Любой наемный сотрудник, даже крупной частной структуры или госчиновник, мечтает, чтобы его дети стали владельцами собственного бизнеса. Это новая социальная лестница».
Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», на своей странице в Facebook рассказал о том, как видит современную лестницу социального роста России.
— Социальная лестница нашего поколения была довольно простой и понятной, ее формула была заложена где-то в 60-х. Если твой отец — крестьянин-колхозник, старайся пробиться на ступень выше, уезжай в город и становись рабочим. Если твой отец — рабочий, твой дальнейший путь — идти в инженеры. Если твои родители инженеры — ты будешь стремиться стать управленцем-начальником.
Эта картинка была настолько проста, понятна и очевидна, что не оставляла сомнений. Мы знали куда идти и к чему стремиться. С любой из ступеней этой социальной лестницы была понятна следующая цель. Все изменилось и перемешалось в 90-х.
И дело даже не в том, что социализм сменился капитализмом и везде определяющим мерилом стали деньги. Исчезла привычная лестница приоритетов, спуталась последовательность шагов наверх. Если сегодня твой отец — рабочий, кем будешь стремиться стать ты? Инженером? (Как это было еще вчера, в то время, когда заканчивали школы мы, в 70-80-х). Сомнительно.
Инженер, может, звучит и сегодня более весомо, чем рабочий, но это уже не столь очевидный выбор для сына рабочего. Но какая-то лестница сегодня все-таки есть. Как же она выглядит теперь, глазами современного человека? Попробую набросать ее контуры, как вижу ее я.
В самом низу — неквалифицированный дешевый наемный труд. Эта работа может быть и в селе, и в городе, на производстве или в сфере услуг. Обычно это — участь приезжих гастарбайтеров. Далее — квалифицированный наемный труд. За него платят больше.Чуть выше этого, по лестнице, — фриланс.
Тут не важно, есть ли у тебя какие-то профессиональные навыки в узкой специальности или только поверхностные набор знаний. Тут важен сам выбор. Фриланс — выбор свободного человека, но это тяжелый труд. Он не гарантирует, что завтра ты найдешь заказчиков, клиентов, что твоя работа вообще будет кому-то нужна. Сегодня ты что-то заработаешь, а завтра будет ноль. Нужно все время бегать, искать, крутиться.
Но фрилансер может развиваться и перейти на следующую ступень наверх, стать собственником мелкого или даже среднего бизнеса. Появятся наемные работники, из двух предыдущих ступеней. У собственника малого бизнеса больше доходов, но и ответственности становится больше, ты начинаешь отвечать не только за себя, но и за других. Нервы все время на пределе.
Не каждому это под силу, и потому следующая, более высокая ступень, — наемная высококвалифицированная работа в крупном бизнесе или госсекторе, со стабильным окладом и премиальными. Тут доходы часто получаются даже больше, чем у собственников мелкого бизнеса, а ответственности меньше.
Это — самый привлекательный сегодня слой, куда стремится большинство соискателей вакансий в частном и государственном секторе. Тут есть свои внутренние карьерные лестницы, на которые может уйти и вся жизнь.
Но выше всех этих ступеней, конечно — собственник большого бизнеса. Тут появляются и свобода, и доходы. Любой наемный сотрудник, даже крупной частной структуры или госчиновник на высокой должности, мечтает, чтобы его дети пошли дальше и стали… владельцами собственного бизнеса.
Это — главный залог того, что частный бизнес у нас все-таки рано или поздно победит госслужбу. Сегодня на вершине нашей социальной лестницы — владелец собственного крупного бизнеса.
Теги: мнение