«Мы одна из немногих стран, кому удалось создать собственный поисковик, у нас есть собственная почтовая система и социальные сети. Зачем уметь производить все? Нужно оставить что-то и Тайваню». МНЕНИЕ
Сергей Васильев, председатель совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», на своей странице в Facebook рассуждает, насколько объективны заявления о технологическом отставании России.
— Принято считать, что Россия — страна-бензоколонка. Мол, мы только продаем природные ресурсы, нефть и газ, а ничего инновационного и технологичного не производим. Этот ярлык мы повесили себе уже давно и всякий раз, когда ставим новые цели, говорим о каких-то новых технологиях и т.д. и т.п. Но так ли это? Давайте вдумаемся.
Самое очевидное, что сразу приходит в голову, это три глобальных отрасли: атомная промышленность, космос и вооружение. Все эти отрасли сверхвысокотехнологичны. Мало какие страны сегодня могут похвастаться, что они успешны в этих трех отраслях одновременно. Может быть, только США, и только недавно к этому приблизился Китай.
В любом случае, в этих трех высокотехнологичных отраслях мы остаемся одним из лидеров, причем наша продукция абсолютно конкурентоспособна, а главное — мы можем реализовывать эти проекты автономно, полностью за счет внутрироссийского производства.
За счет космических технологий мы, одни из немногих, реализовали параллельно с GPS свою систему Глонасс. Пусть она еще не совсем совершенна, но кто в мире, кроме США смог сделать еще что-то подобное? Если это не высокие технологии, то что тогда вообще «высокие технологии»?
Идем далее. Авиация. Мы остаемся одной из немногих стран, производящей сегодня собственные самолеты и вертолеты. Где-то самостоятельно, где-то в кооперации. Авиастроение очень капиталоемкая отрасль и очень конкурентная, тут нужно драться за рынки сбыта. Многие рынки мы проиграли, включая свой собственный, но, тем не менее, мы производим каждый год что-то новое. Немногие страны в мире могут сегодня этим похвастаться.
Далее. Химическая промышленность. Тут мы тоже одни из лидеров в мире. Мне скажут, что это задел еще советских времен. Но, во-первых, важно, что мы сумели удержать свои позиции, a, значит, все время обновляли технологии, ведь без этого невозможно было бы удерживать конкуренцию.
Теперь давайте глянем, а что мы сделали нового в постсоветское время? С 90-х в нашу жизнь пришел интернет. Наверное, именно распространение интернета и интернет-технологий — главное, что происходило в новых технологиях во всем мире. Так и тут мы оказались абсолютно на уровне.
Сегодня по проникновению интернета мы находимся в лидерах, наравне с ведущими странами. Мы одна из немногих стран, кому удалось создать собственный поисковик мирового уровня и удержаться в конкуренции с Гуглом. У нас есть собственная почтовая система и собственные социальные сети. Кому из ведущих европейских стран удалось такое в конкуренции с американскими поисковиками и соцсетями? Есть у нас и созданный русскими мессенджер, которым пользуется весь мир. Если это не «высокие технологии», то что это?
Да, у нас нет своего «айфона», именно это часто приводят в качестве примера нашей отсталости. Но давайте вспомним Финляндию. У них была своя Нокиа, один из лидеров по производству мобильников в мире. А сейчас ее нет. Они проиграли, и совсем не потому, что были «бензоколонкой». Просто, это — конкуренция, такое бывает.
Да и зачем обязательно уметь производить все? Пусть эти гаджеты нам делают тайванцы, кто-то другой, нужно же им оставить хоть что-то в мировой кооперации.
В общем, вдумываясь, я совсем не вижу нашего глобального отставания в «высоких технологиях». Мы абсолютно на уровне.
P.S. Но чего-то у нас все-таки действительно не хватает… Ведь имея кроме всех этих «новых технологий» еще и ресурсы: нефть, газ, уголь, руды, алмазы, золото — мы так и не научились всем этим богатством рачительно распоряжаться.
Теги: мнение