Меню

«Серые бизнес-схемы будет искать искусственный интеллект, с которым вы не договоритесь»

Иллюстрация: Личный архив Ирины Екимовских

Время «бездумной» налоговой оптимизации закончилось. Бизнесу нужно учиться, получать прибыль, используя финансовые инструменты, а не искать ее в зоне неуплаченных налогов.

Рубрика: Математика для бизнеса

Ирина Екимовских, генеральный директор аутсорсингового центра «Основа Капитал»:

 Любому предпринимателю важно, чтобы среда, в которой он работает, была максимально стабильной и предсказуемой, ведь любые изменения в законодательстве, налогообложении, тарифной политике так или иначе отражаются на бизнесе. 

Последние два-три года правила для бизнеса в России меняются довольно часто, но нельзя не отметить, что при этом государство старается вести «игру в открытую». Ежегодно Минфин РФ публикует основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики государства на ближайшие годы, а также прогнозы социально-экономического развития страны. Сейчас на сайте Минфина можно ознакомиться с этим документом, сформированным на 2018-2020 гг.

Подводя итоги предыдущей трехлетки, ведомство отмечает, что в стране удалось повысить налоговые начисления и эффективно снизить задолженность по налогам с помощью инструментов, которые внедряли в это время. Например, система АСК НДС позволила добиться увеличения налоговых поступлений на фоне стагнации экономики, а задолженность по налогам за 2017 год удалось снизить в пять раз. Развертывание системы ЕГАИС в 2016 году практически перекрыло рынок нелегального алкоголя и привело к росту поступлений акцизов почти на 30%. Внедрение системы маркировки товаров из меха в 2016 году привело к увеличению легального оборота меховых изделий почти в шесть раз.

Государство будет продолжать работу по усилению контроля и администрирования, при этом предполагается, что применяемые механизмы повысят нагрузку на «серый» бизнес, а легальный должен ощутить некое снижение внимания к себе со стороны надзорных органов. Конечно, сомнительно: как известно «лес рубят, щепки летят», но поживем  увидим. 

Экономические условия: улучшений не ожидается

Начать, пожалуй, стоит с прогноза социально-экономического развития страны. Ближайшие три года, как прогнозирует Минфин, ожидать значительного улучшения экономической ситуации не стоит. Это обосновано рядом факторов. Во-первых, по данным Росстата, продолжится снижение численности трудоспособного населения: в 2018-2020 гг. «потери» среди людей трудоспособного возраста составят 2 млн человек.  Во-вторых, для роста экономики требуется модернизация производства, потому что уровень износа основных средств высок, а инвестиций для этого пока недостаточно. В ближайшие три года, по прогнозам Минфина, ожидаются следующие параметры социально-экономического развития:

  • замедление мирового экономического роста с 3,1% в 2016 г. до 2,8% к 2020 г.;
  • снижение нефтяных котировок нефти марки Urals к уровню $40 за баррель (в ценах 2017 года) уже к концу 2018 года;
  • увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2017 г. до 2,3 % к 2020 г.;
  • снижение уровня безработицы с ожидаемых 5,2% в 2017 г. до 4,7% в 2020 г.;
  • рост реальной заработной платы в 2018 году (4,1% по базовому варианту) с последующим замедлением (до 1,3-1,5% в 2019-2020 гг.);
  • курс доллара к рублю:
2018 год – 64,7 
2019 год – 66,9
2020 год – 68 

Задача для государства: вывести бизнес из тени и увеличить налоговые поступления

В ближайшие три года государство продолжит решать эту задачу, которая особенно актуальна в условиях экономического спада. В результате проводимых мероприятий не только увеличивается собираемость налогов в бюджеты всех уровней, но и устраняется недобросовестная конкуренция, например, уменьшается количество случаев, когда тендеры выигрывают компании, которые просто не платят налоги, и за счет этого могут предложить более низкую цену.

Что же в ближайшие три года сделают для уменьшения теневого сектора и увеличения собираемости налогов? Для этого, как сообщает Минфин, необходимо «создать систему администрирования, построенную на единой методологической и информационной основе». Что это значит?

  • С 1 июля все объекты розничной торговли должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой, которая обеспечивает передачу онлайн-данных;
  • Нас ожидает интеграция информационных сетей таможенной и налоговой службы;
  • С 1 февраля будет запущен механизм сквозного отслеживания и идентификации товаров, ввезенных из-за рубежа, от границы до конечного покупателя;
  • Нас ожидает интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
  • Будет налажен автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • Особые усилия государство предполагает направить на борьбу с «серым» фондом оплаты труда, объем которого, по мнению Минфина, достигает сейчас 10 трлн руб. в год.

 

Хочется отметить, что налоговая служба сегодня  это самый технически оснащенный орган исполнительной власти. При этом государство планирует продолжать вкладывать деньги в автоматизацию ФНС. Уже сейчас можно получить практически любую информацию о налогоплательщике, провести ее анализ и выявить несоответствия, а в будущем, при создании единого информационного массива, это станет делать еще проще. И  главное!  выявлять эти несоответствия будут не налоговые инспектора, а искусственный интеллект, с которым вряд ли можно будет «договориться».

Бизнесу придется либо подстраиваться под новые условия, либо заканчивать предпринимательскую деятельность. Причем подстраиваться под новые условия  значит повышать эффективность своей деятельности за счет внутренних ресурсов и резервов, повышать прибыль компании за счет сокращения расходов, а не за счет незаконных операций по неуплате налогов или выплаты серой заработной платы.

Предпринимателям придется повышать эффективность вложенных в бизнес средств за счет грамотного управления величиной активов в бизнесе, а не за счет выплаты «серой зарплаты». По какому пути пойти, каждый предприниматель выбирает сам, но государство честно обозначило направления своей работы на ближайшие три года.