Время «бездумной» налоговой оптимизации закончилось. Бизнесу нужно учиться, получать прибыль, используя финансовые инструменты, а не искать ее в зоне неуплаченных налогов.
Рубрика: Математика для бизнеса
Ирина Екимовских, генеральный директор аутсорсингового центра «Основа Капитал»:
— Любому предпринимателю важно, чтобы среда, в которой он работает, была максимально стабильной и предсказуемой, ведь любые изменения в законодательстве, налогообложении, тарифной политике так или иначе отражаются на бизнесе.
Последние два-три года правила для бизнеса в России меняются довольно часто, но нельзя не отметить, что при этом государство старается вести «игру в открытую». Ежегодно Минфин РФ публикует основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики государства на ближайшие годы, а также прогнозы социально-экономического развития страны. Сейчас на сайте Минфина можно ознакомиться с этим документом, сформированным на 2018-2020 гг.
Подводя итоги предыдущей трехлетки, ведомство отмечает, что в стране удалось повысить налоговые начисления и эффективно снизить задолженность по налогам с помощью инструментов, которые внедряли в это время. Например, система АСК НДС позволила добиться увеличения налоговых поступлений на фоне стагнации экономики, а задолженность по налогам за 2017 год удалось снизить в пять раз. Развертывание системы ЕГАИС в 2016 году практически перекрыло рынок нелегального алкоголя и привело к росту поступлений акцизов почти на 30%. Внедрение системы маркировки товаров из меха в 2016 году привело к увеличению легального оборота меховых изделий почти в шесть раз.
Государство будет продолжать работу по усилению контроля и администрирования, при этом предполагается, что применяемые механизмы повысят нагрузку на «серый» бизнес, а легальный должен ощутить некое снижение внимания к себе со стороны надзорных органов. Конечно, сомнительно: как известно «лес рубят, щепки летят», но поживем — увидим.
Экономические условия: улучшений не ожидается
Начать, пожалуй, стоит с прогноза социально-экономического развития страны. Ближайшие три года, как прогнозирует Минфин, ожидать значительного улучшения экономической ситуации не стоит. Это обосновано рядом факторов. Во-первых, по данным Росстата, продолжится снижение численности трудоспособного населения: в 2018-2020 гг. «потери» среди людей трудоспособного возраста составят 2 млн человек. Во-вторых, для роста экономики требуется модернизация производства, потому что уровень износа основных средств высок, а инвестиций для этого пока недостаточно. В ближайшие три года, по прогнозам Минфина, ожидаются следующие параметры социально-экономического развития:
- замедление мирового экономического роста с 3,1% в 2016 г. до 2,8% к 2020 г.;
- снижение нефтяных котировок нефти марки Urals к уровню $40 за баррель (в ценах 2017 года) уже к концу 2018 года;
- увеличение темпов роста российской экономики с 2,1% в 2017 г. до 2,3 % к 2020 г.;
- снижение уровня безработицы с ожидаемых 5,2% в 2017 г. до 4,7% в 2020 г.;
- рост реальной заработной платы в 2018 году (4,1% по базовому варианту) с последующим замедлением (до 1,3-1,5% в 2019-2020 гг.);
- курс доллара к рублю:
Задача для государства: вывести бизнес из тени и увеличить налоговые поступления
В ближайшие три года государство продолжит решать эту задачу, которая особенно актуальна в условиях экономического спада. В результате проводимых мероприятий не только увеличивается собираемость налогов в бюджеты всех уровней, но и устраняется недобросовестная конкуренция, например, уменьшается количество случаев, когда тендеры выигрывают компании, которые просто не платят налоги, и за счет этого могут предложить более низкую цену.
Что же в ближайшие три года сделают для уменьшения теневого сектора и увеличения собираемости налогов? Для этого, как сообщает Минфин, необходимо «создать систему администрирования, построенную на единой методологической и информационной основе». Что это значит?
- С 1 июля все объекты розничной торговли должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой, которая обеспечивает передачу онлайн-данных;
- Нас ожидает интеграция информационных сетей таможенной и налоговой службы;
- С 1 февраля будет запущен механизм сквозного отслеживания и идентификации товаров, ввезенных из-за рубежа, от границы до конечного покупателя;
- Нас ожидает интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
- Будет налажен автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
- Особые усилия государство предполагает направить на борьбу с «серым» фондом оплаты труда, объем которого, по мнению Минфина, достигает сейчас 10 трлн руб. в год.
Хочется отметить, что налоговая служба сегодня — это самый технически оснащенный орган исполнительной власти. При этом государство планирует продолжать вкладывать деньги в автоматизацию ФНС. Уже сейчас можно получить практически любую информацию о налогоплательщике, провести ее анализ и выявить несоответствия, а в будущем, при создании единого информационного массива, это станет делать еще проще. И — главное! — выявлять эти несоответствия будут не налоговые инспектора, а искусственный интеллект, с которым вряд ли можно будет «договориться».
Бизнесу придется либо подстраиваться под новые условия, либо заканчивать предпринимательскую деятельность. Причем подстраиваться под новые условия — значит повышать эффективность своей деятельности за счет внутренних ресурсов и резервов, повышать прибыль компании за счет сокращения расходов, а не за счет незаконных операций по неуплате налогов или выплаты серой заработной платы.
Предпринимателям придется повышать эффективность вложенных в бизнес средств за счет грамотного управления величиной активов в бизнесе, а не за счет выплаты «серой зарплаты». По какому пути пойти, каждый предприниматель выбирает сам, но государство честно обозначило направления своей работы на ближайшие три года.