Меню

Сестры.Ру

В последнее время изделия, выпущенные под маркой Ново-Тихвинского монастыря, можно увидеть на экранах ТВ и билбордах. В торговых центрах суетящуюся толпу покупателей электронный голос смиренно прос

В последнее время изделия, выпущенные под маркой Ново-Тихвинского монастыря, можно увидеть на экранах ТВ и билбордах. В торговых центрах суетящуюся толпу покупателей электронный голос смиренно просит посетить сестринскую обитель. Растяжки с координатами монастыря, пересекающие центральные улицы города, извещают екатеринбуржцев об очередных маркетинговых ходах сестер. Женский Ново-Тихвинский монастырь, один из крупнейших в стране, благодаря здравому смыслу и трудолюбию послушниц прочно утвердился в числе лидеров «православного производства».Духовная корпорация
Со времен первых христиан верующие в приходах и монастырях содержали себя своим трудом. Полагаться на другую традиционную статью финансирования учреждений церкви — пожертвования прихожан — сестры Ново-Тихвинского монастыря считают утопией. Россия давно уже не православная страна. Да и христиане стали очень теплохладными. А в этой разрухе Церковь, будучи реальным земным институтом, должна как-то существовать. Сейчас у нас есть большое желание отстроиться заново. Как можно лучше и быстрее. К тому же и христианскую заповедь о труде в поте лица тоже никто не отменял, — говорит сестра Софрония, делопроизводитель монастыря.
Еще в 1994 г., практически сразу после возрождения Ново-Тихвинский обители, было решено, что сестры должны зарабатывать себе на хлеб самостоятельно. Обеспечить безбедное существование сестер были призваны иконописная и швейная мастерские — русские монастыри издавна развивали подобные производства.
В уставе Ново-Тихвинского монастыря сказано, что он «может осуществлять деятельность, соответствующую правилам и традициям Русской Православной Церкви и не противоречащую действующему законодательству, в том числе заниматься изготовлением, приобретением и распространением предметов религиозного назначения». Сегодня основа экономики монастыря — собственное диверсифицированное производство. Большая часть сестер трудятся в швейной и иконописной мастерских, в певческом и переводческом классах. Есть и свое небольшое издательство. Платы за труд обитательницы монастыря не получают. Доходы обители централизованны и распределяются, как говорят сестры, «по необходимости».
Работа на благо монастыря не сильно отвлекает насельниц от основного занятия. В среднем сестры работают по 6-7 часов в день (с двухчасовым перерывом для келейного чтения и молитвы). На само богослужение времени уходит не меньше. К работе сестры относятся со смирением. Сегодня скажут писать иконы — хорошо. Завтра скажут мыть пол — слава Тебе, Господи! Вообще, сестры, занятые на интеллектуальных послушаниях, считают за счастье пойти, скажем, снег во дворе чистить. Здесь можно и молиться, и работать спокойно, — рассказывает сестра Софрония.
 Облачение от кутюр
С первых дней существования возрожденной обители сестрам стало ясно, что искусная вышивка — наиболее перспективное направление производственной деятельности монастыря. Обычно священники одеваются скромно. Но по канонам православной церкви богослужебные одежды должны выглядеть особенно торжественно. Полное архиерейское облачение может стоить до 80 тыс. руб. За последние пятнадцать лет количество православных храмов возросло в геометрической прогрессии. Спрос на церковные одеяния очень велик. Но, хотя рынок расширяется, в мастерской нет гонки за объемами производства: сестры считают своим конкурентным преимуществом способность выполнять индивидуальные заказы. Небольшая вышитая икона обойдется заказчику в 10-15 тыс. руб.
Вручную сестры не вышивают. Дело с самого начала поставили на современные технологические рельсы. Первые навыки работы насельницы получили на маленькой вышивальной машинке с програм­мным обеспечением. Сегодня швейная мастерская — это три профессиональных вышивальных станка немецкой фирмы ZSK. Оборудование позволяет швеям работать напрямую с графическим файлом. Машины куплены на деньги благодетелей монастыря — известных в городе бизнесменов.
В мастерской работает 14 сестер. Три сестры-дизайнера рисуют эскиз, который затем сканируется. После программной обработки изображения файл переносится в вышивальный станок. Несколько часов непрерывной работы шести иголок одновременно — и вышивка готова. Есть машина, которая позволяет выполнять четыре вышивки сразу. Иногда на вышивку одного изображения требуется несколько суток. Когда сестры отлучаются на молитвы или на отдых, за станки встают наемные операторы — производство есть производство, техника простаивать не должна.
После вышивки следует этап обработки изделия — отшив, пришивание кистей и т. п. Эта процедура, также занимающая иногда несколько суток, выполняется вручную. Порой церковная одежда украшается ювелирными камнями: нефритами, сердоликами, агатами и жемчугом. Иногда одежды священников украшают вышитые иконы. На такой лик шириной в две ладони уходит 3-4 часа. Сложное облачение (например, «Иже Херувимы») может вышиваться пару месяцев. Первое вышитое облачение, выполненное для Святейшего Патриарха, разрабатывалось и изготавливалось около года.
Нитки для вышивки закупаются в Германии через питерского поставщика. Только для вышивки лика (лица) может потребоваться до 20 оттенков цветов. А всего используется до 400 различных оттенков, благодаря чему вышитые изображения трудно отличить от иконописных.
Стоимость товара определяют экономы обители и ее бухгалтерия. Говоря о ценообразовании, сестра Марфа, старшая по послушанию, смеется: А мы и не по экономическим законам живем. Но в основе ценовой политики монастыря все-таки лежит трезвый экономический расчет. Даже если сестры решат, скажем, удвоить величину отшиваемой партии, понижение себестоимости товара никак не отразится на его отпускной цене. Зачем, если спрос на производимую продукцию позволяет продавать и по высоким расценкам? Разница в цене комплектов вышивки может быть весьма существенной — скажем, воздуха, покровцы могут стоить от 2 до 30 тыс. руб. Правда, пояса, «вышитые с Иисусовой молитвой» и «с молитвой Божией Матери», не отличаются по цене. В церковной лавке их можно приобрести за 250 руб.
Делают в мастерской и товары для «внешнего» рынка. Как правило, это небольшие сувениры — сумочки для святынь, салфетки, прихватки, рушники и т.д. Послушницы говорят, что на продукции монастыря необязательно должна присутствовать религиозная символика. Могут к ним обращаться, например, любители бабочек, цветочков и прочих умилительных изображений. Мы выполняем не только заказы приходов. Есть у нас и свободное предложение. Когда ездим на выставки, вспоминаем, сколько в прошлый раз у нас взяли вышивки, анализируем величину спроса и выпускаем необходимую партию товара, — говорит инокиня Марфа.
Одежду для себя сестры шьют бесплатно. Но только с учетом ситуации с текущими заказами. Они, к слову, в основном уходят в Центральный и Сибирский регионы.
Образцовое производство
Второе стратегическое направление деятельности монастыря — иконописная мастерская, в которой трудится 20 сес­тер. Некоторые из них раньше обучались в художественных школах и училищах, но большинство два раза в неделю изучает премудрости живописи с опытным преподавателем. Говорят, проходили даже анатомию и академический рисунок.
Девушки расписывали иконостасы в Храме-на-Крови, Верхотурье и других храмах. Сестры даже написали несколько икон для галереи искусств в Праге — точных копий древних оригиналов, находящихся в Третьяковской галерее (монахини копируют канонический византийский стиль).
Работают сестры по отлаженной технологии. Краски для икон делают сами. Растирают поделочные камни в ступке и смешивают их с яичной эмульсией. Доски для икон готовят наемные миряне. Правда, предварительно сестры самостоятельно изучили весь процесс, выработали производственные стандарты и обучили им рабочих.
Написание средней (размером с монитор компьютера) иконы занимает у одной сестры не менее недели. Весь процесс — покрытие олифой, украшение и т. д. — может длиться месяц, а в случае сложной композиции — до одного квартала.
Сейчас сестры часто пишут иконы на заказ простых мирян. В момент моего визита сестры расписывали икону со святым мучеником Николаем II. Популярностью пользуются так называемые семейные иконы: в центре — изображение Божией Матери, а на полях — портреты святых покровителей каждого члена семьи.
Цена икон может отличаться в разы. Главным образом она зависит от их размера. Хотя сестры говорят и о разной сложности работы: в случае многофигурной композиции и миниатюрных изображений цена будет выше. Некоторые иконы украшаются жемчугом, драгоценными камнями, что также влияет на их стоимость. Порой сестры выполняют гравировку по золоту.
Спаси бог за покупку
В Екатеринбурге у монастыря своя розничная сеть — 8 «точек распространения церковной утвари». За них отвечают несколько сестер — в православных лавках всегда должен быть широкий выбор товаров. Большая часть ассортимента — мелкие сувениры монастырского производства. В поисках новых предложений для посетителей лавок сестры проявляют замечательную изобретательность. Скажем, «набор водителя», в который входит молитва о путешествующих и маленькая икона (на липкой основе, дабы легко было приклеить в салоне автомобиля), стоит всего 18 руб. Говорят, хорошим спросом пользуются небольшие «наборы паломника», состоящие из иконки, масла от неугасимой лампады и молитвы. Из могилы святого праведного Симеона в Меркушинском подворье монастыря более трех столетий истекает целебный источник, его воду (и землю из гробницы) сестры заботливо вкладывают в собираемые наборы.
Монахини сотрудничают и с уральскими резчиками по камню и дереву. Что особенно примечательно — в лавках представлена и готовая продукция, изготовленная по схеме контрактного производства, которую весьма редко используют даже самые продвинутые местные компании. Монастырь заказывает сувениры на фарфоровых заводах, чтобы потом продавать их под своей маркой с надписью: «Благословение обители». Мы начали «фарфорить», когда увидели, что на православных выставках фарфоровые изделия пользуются большим спросом. Подумали — а чем мы хуже? Разработали дизайн, заказали изделия на Сысертском и Богдановичском заводах. Они сами все делают, а потом мы забираем, — делится опытом инокиня Марфа.
В июле прошлого года сестры выпустили диск с записями церковного хора монастыря. Тираж в 300 экземпляров разошелся меньше чем за полгода — знаменный распев, возрождаемый в обители, найти на аудионосителях можно крайне редко. Почувствовав спрос, сестры решили выпустить дополнительный тираж.
Есть у монастыря издательство и небольшая типография, где сестры верстают, корректируют, редактируют тексты, разрабатывают дизайн обложек и внутреннее оформление книг. Это всевозможные уставы и жития вроде серии «Святые Екатеринбургской епархии». А «Детский молитвослов», выпущенный в Ново-Тихвинском монастыре, был удостоен Первой премии «Православная книга России-2003» на выставке «Русь православная» в Санкт-Петербурге. «Житие святого праведного Симеона Верхотурского чудотворца с акафистом» пользуется такой популярностью, что его приходится время от времени лопечатывать, а совокупный тираж уже превысил 50 тыс. экземпляров.
Немалая часть местного тиража посвящена трудам отца Авраама, духовника обители. Интересно, что из трудов батюшки опубликованы не одни лишь беседы с сестрами и братьями и проповеди мирянам, но и стихи.
Работают в православных лавках только миряне. Монахиням это «не полезно духовно». Лишь в лавке при соборе Александра Невского сестры работают сами. Здесь реализуется около половины сувенирной продукции монастыря.
При входе в эту лавку бросается в глаза огромный стеллаж, переливающийся в лучах электричества золотым блеском. У сестер есть лицензия на распространение золотых изделий. Монастырь сотрудничает с «Ювелирным домом», но в лавке можно встретить драгоценную продукцию со всего мира. В основном здесь висят крестики и цепочки. Обручальные кольца, подвески, сережки и прочие украшения не продают. То, что лавки монастыря освобождены от НДС, совсем не означает, что цены на золото в них ниже. Как говорят сестры, у них нет такой цели — навод­нить город дешевым золотом.
Контрольно-кассовых аппаратов в лавках нет. Закон разрешает сестрам обходиться без них. Статья 251 Налогового кодекса не считает доходами выручку от продажи церковной утвари и прямые пожертвования прихожан. Правда, в статье четко оговаривается, что в случае продажи иных предметов церковь обязана вес­ти раздельный учет таких операций. Сестры продают в лавках не только библии, но и, к примеру, продукты питания. При упоминании НК говорят, что там, в лавке, можно найти товары, нужные воцерковляющимся или уже воцерковленным людям. А это могут быть продукты, необходимые верующим во время поста.
Сестры признают, что многому учатся у своих благодетелей-бизнесменов, и к каждому значительному православному событию (Рождество, Пасха, пост) разрабатывают рекламную кампанию. Инокиня Марфа: Конечно, мы используем рекламу, привлекаем посетителей какими-то акциями. Наша задача — чтобы люди пришли на праздник в храм, приобрели требы, свечи и прочую утварь. В этом отношении мы и на экономику ориентируемся. Но цели у нас не столько экономические, сколько миссионерские.
Епархия сотрудничает с «независимыми дилерами». Практически во всех ритуальных салонах города имеются различные погребальные наборы — от 70 до 400 руб. Ново-Тихвинский монастырь числится на этом рынке среди основных поставщиков.
Не пугает сестер и онлайновый бизнес. В этом году сайт Ново-Тихвинского монастыря был признан лучшим монастырским интернет-журналом патриархии. Представительство монастыря в Сети появилось благодаря усилиям одного из богатых благотворителей. Помимо рассказов о прошлом и настоящем обители, здесь можно прочитать духовные проповеди отца Авраама. Хотя наибольшее внимание невоцерковленных посетителей привлекает виртуальная лавка, где можно купить все — от тоненькой брошюрки наставлений до архиерейского облачения. Некоторое время монастырь даже бесплатно доставлял товары по городам России. Для зарубежных отправлений сестры предлагали воспользоваться услугами фирмы DHL.
Естественно, на сайте выложены и реквизиты для поступления пожертвований. Отдельные счета — в рублях, долларах и евро.
Ориентиры для теплохладных
Соотносить церковные традиции и реалии мирской экономики крайне нелегко. Скажем, по канонам церкви торговать в храме нельзя. Поэтому монастырская лавка находится на территории храма, а не в нем самом. То обстоятельство, что в других храмах нет материальной возможности вынести торговлю за их пределы, сестры считают бедой нашего времени, порожденной годами безбожия.
К своим изделиям сестры не относятся как к коммерческому продукту. То, что в миру называется ценой иконы или цепочки, официальные представители епархии считают добровольной жертвой. Просто в связи с расцерковленностью общества для людей устанавливаются некие «ориентиры» — сколько необходимо жертвовать.По словам церковных служителей, указываемые на ценниках в монастырских лавках суммы — не более чем приблизительный размер пожертвования. Для верующего, говорят они, унизительно и оскорбительно, когда иконы считаются товаром. Никакой прямой связи между пожертвованием в виде денег и приобретением книг, икон не существует. В епархии говорят, что в принципе прихожане могут взять понравившуюся в лавке вещь бесплатно. Но эта свеча не достигнет цели, ради которой она приобретена, — добавляет архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. «Какой мерой меряете, такой и будет вам отмерено», — цитирует он Евангелие.
Церковь де-факто не признает свою экономическую активность. Коммерческой деятельностью православные организации не занимаются в принципе. Описанная вами экономическая ситуация рассматривается церковью как пожертвование. А это пожертвование вызывает ответное — в виде иконы, книги и проч. Человек заботится о своей церкви, а церковь заботится о его духовном росте, — объяснил руководитель пресс-службы Екатеринбургской епархии Борис Косинский.
Духовно окормленные
По всем внешним признакам, монастырь не бедствует. Хотя факта процветания обители сестры признавать не желают. Это миф. У нас нет средств, превышающих потребности монастыря, — убеждает инокиня Софрония. — В монастыре много немощных сестер, много слишком юных; к тому же половина послушаний (певчие, переводчики и т.п.) не приносят обители дохода. Так что «излишки» — это не о нас.
Во времена рождения христианства приношения мирян священники делили на три части: содержание духовенства, богослужебные нужды и помощь бедным. Сегодня, говорят сестры, ситуация не изменилась.
В 2001 г. при обители был открыт приют для девочек. Сейчас в нем проживают 25 воспитанниц. Главный благотворитель и благоукраситель монастыря выкупил и отреставрировал заброшенное здание детского сада в ближнем пригороде Екатеринбурга. Директором приюта стала его супруга, сама мать четверых детей. Монастырь осуществляет духовное руководство бедными девочками и обеспечивает их всем необходимым.
С 1997 г. обитель окормляет и бесплатную столовую. В марте 1999 г. столовая переехала в более просторное помещение в районе улицы Пехотинцев. В двух залах на двадцать и пятьдесят персон ежедневно обедает почти 1,5 тыс. человек. Более 600 нуждающихся получают обеды на дом. Наталья Овчинникова, директор благотворительной столовой: Талоны на посещение мы выдаем четыре раза в год. Обычно у нас кормятся пенсионеры, инвалиды и многодетные семьи.
Правда, не все малоимущие граждане регулярно пользуются правом бесплатного обеда. Каждые полчаса в столовой остаются свободными 15-20 мест. На них претендует вторая очередь нуждающихся, состоящая из бомжей. При условии, что человек трезв, накормят и его. Если от бомжа пахнет так, что «невозможно стоять рядом», еду ему вынесут на улицу.
Окормляют столовую сестры духовно. Финансовые расходы полностью взял на себя все тот же благодетель монастыря. Оформляются они как ежемесячные взносы от крупной производственной компании. Благодаря одному человеку, столовая ежедневно кормит более двух тысяч нуждающихся.
Благодетеля своего в монастыре любят. Не так давно правящий архиерей вручил ему орден Святого Преподобного Сергия Радонежского (одну из высших церковных наград) — «за понесенные труды по восстановлению храмов и монастырей». Мне иногда кажется, он только для того и работает, чтобы нам помогать, — улыбается сестра Марфа. Фамилию предпринимателя монахини не скрывают, но сам он категорически против упоминания в прессе — не желает превращать свою благотворительность в PR-акцию.
Обратная связь: dk@apress.ru