«Информация, полученная на семинаре с платным доступом, стоит больше, ведь изучить ее могут не все. А Майкл Блумберг — миллиардер, потому что продает информацию другим быстрее всех». МНЕНИЕ.
Сет Годин в своем блоге размышляет о том, должна ли информация быть бесплатной. Он вспомнил об известном высказывании Стюарта Бренда, который 35 лет назад во время разговора со Стивом Возняком заявил:
— С одной стороны — это твоя позиция, Воз — информация в каком-то смысле хочет быть дорогостоящей, потому что она очень ценна; нужная информация в нужном месте просто изменяет вашу жизнь. С другой стороны, информация почти что хочет быть бесплатной, потому что затраты на ее получение все меньше и меньше. И вот эти две силы борются друг против друга.
Фраза стала провидческой, она стоит того, чтобы ее цитировали и перефразировали правильно.
Информация хочет быть бесплатной или она хочет быть дорогой.
Как оба этих утверждения могут быть верными одновременно?
Если говорить об информации, которой требуется сетевой эффект, которая наиболее полезна, когда ею владеет множество людей, которая изменяет культуру, то лучший способ добиться этого эффекта — сделать информацию бесплатной. Алфавит хочет и должен быть бесплатным. Ведь если бы нам пришлось платить, чтобы выучить набор букв и использовать его для составления слов, он не был бы принят повсеместно, и его постиг бы провал. То же самое можно сказать и о погоне за хитами. Цель лейбла — попасть на радио, даже если радио раздает музыку слушателям просто так. Музыка «стоит» больше, когда это хит.
Проблема для многих авторов заключается в том, что они привыкли к помехам, связанным с их творениями, нацеленными на массовое производство, к помехам, которые раньше приносили им больше, чем сейчас. Об этом в числе прочего говорит Брэнд.
Но есть и такая информация, которая ценна благодаря «барьерам на вход». Она дает небольшому количеству людей отличную фору, обеспечивает статус, позволяет решить конкретную проблему в режиме реального времени и так далее.
Дизайн оригинальной пристройки к дому, выполненный именитым архитектором, не должен быть бесплатным. Человек, который покупает дом, не получает выгоды от того, что дизайн достался ему бесплатно, — его выгода в статусе, который он получает из-за редкости этого дизайна.
Информация, полученная на семинаре с платным доступом, стоит больше, потому что изучить ее могут не все. А Майкл Блумберг — миллиардер, потому что его компания продает информацию другим всего на несколько секунд быстрее, чем они могут получить ее где-либо еще. Издержки на получение информации создают дефицит, а дефицит создает ценность.