В среде предпринимателей Екатеринбурга все больше адептов «бизнеса по любви»: такого дела, которое рождается из успешного ремесла, самоокупаемо, но живет не ради прибыли владельца.
Татьяна Ветлужских, проект «Мандрагора»:
— Мы живем сейчас в такое время, когда рынки перестраиваются, меняются партнеры, прогнозы неутешительны, перспективы туманны. Руки порой просто опускаются… Но предприниматели не умеют ничего не делать, они даже в нынешней печальной обстановке начинают что-то новое. И это новое все чаще принципиально отличается от того, что они делали в прошлом.
Мне кажется, сейчас время проектов «почему бы не попробовать».
Это зачастую даже нельзя назвать малым бизнесом, это малюсенькое дело, предпринимательство с доходом в три копейки, но это любимое дело, желанное общение и бесценные единомышленники.
Почему сейчас? Раньше для новых начинаний нужно было выйти из зоны комфорта, а сейчас — наоборот, надо искать саму эту зону, вернуться в нее. Чтобы продолжать продуктивно жить, нужно найти «свое дело», а не просто «источник дохода». У каждого найдутся друзья-приятели, которые недавно занялись чем-то подобным. У меня есть знакомые, которые начали проводить мастер-классы по валянию шерсти, занялись ландшафтным дизайном, стали продюсерами рок-группы, открыли студию по рисованию на воде «эбру» и много еще что. В моем случае я создала свою зону комфорта — клуб дегустаций «Мандрагора».
Удивительно, но в нашем городе за месяц было всего 120 поисковых запросов по фразе «дегустация вина». И это в мегаполисе, где почти 2 млн жителей! Почему так? Я думаю, это не вопрос экономии денег. Екатеринбург как раз славен тем, что при выборе — пара килограммов колбасы или интересное событие — очень многие выбирают второе. Основная причина в том, что мало информации «для обычных людей», для неспециалистов. То, что есть, существует в виде элитарных клубов. Есть школа сомелье Ивана Лазарева для будущих профессионалов, есть чудесный винный клуб Little Friday, где дегустируют, обучая, — у каждого свой формат. Есть несколько винотек, они замечательные; но многие люди, даже с нормальным достатком, просто тушуются туда ходить, так как чувствуют себя недостаточно «продвинутыми». Мы же как раз приглашаем новичков. Для меня клуб — не способ заработать денег, но это все равно бизнес. Бизнес по любви. Да, иногда хобби перерастает в заработок, но суть вообще не в этом.
Здесь есть какое-то возвращение к истокам, к тому предпринимательству, когда бизнес был своим «делом», в котором глубоко разбираются.
Есть и еще одна очень важная особенность этих новых проектов, «бизнесов по любви»: просто фантастически возросшая скорость установления социальных связей, успешного поиска партнеров. Столько совместных проектов уже наметилось! Мы подружились с сыроделами, которые производят фермерские сыры, с частными пекарями, с шоколатье. Возможно, к концу года мы будем покупать у них свежую выпечку и вкуснейшие натуральные сыры, заказывать необычные картины и отправлять детей в их чудо-кружкИ. Я убедилась в том, что теория рукопожатий работает тогда, когда руки жмут заинтересованные люди.
Пока для нас всех это бета-версия будущего бизнеса. Но даже если бета-версия не превратится в базу для прибыльной компании, со мной навсегда останутся уникальные эмоции и опыт.