Больше всех рискуют своими рабочими местами работники торговых центров и консультанты страховых компаний, говорится в исследовании Bloomberg.
Тринадцать лет назад экономисты Фрэнк Леви и Ричард Мурнэйн писали, что самоуправляемая машина никогда не сможет справиться с выездом на главную дорогу с поворотом налево, так как во время этого манёвра водитель учитывает слишком много факторов. Шесть лет спустя Google показала миру полностью самоуправляемый автомобиль, угрожающий заработку миллионов таксистов и дальнобойщиков.
В развитом мире приносящая доход профессия считается одним из основных человеческих прав. Но что если в недалёком будущем в мире не останется достаточно работы? Некоторые экономисты прогнозируют именно такой исход, поскольку роботы учатся исполнять всё больше человеческих задач.
Ранее во время всплесков технологического прогресса создавалось больше рабочих мест, чем уничтожалось. Но некоторые эксперты уверены, что в этот раз всё может быть по-другому: технологии заменяют не только человеческую силу, но и человеческий интеллект.
В заявлениях о рынке труда политики склонны фокусироваться на «классических» промышленных индустриях, например, добыче полезных ископаемых, выплавке стали или производстве автомобилей. Эти сферы всегда больше всех проигрывали из-за глобализации и технологического прогресса. Однако по сравнению с огромным количеством сокращений в сфере обслуживания, сокращение производственных профессий в США последнее время выглядит бледно.
За 2016 год на сферу услуг пришлось три четверти сокращений в более чем 350 секторах экономики США. По сравнению с прошлыми десятилетиями, это очень серьёзный сдвиг: во все времена потеря рабочих мест на производствах сильно превышала снижение занятости во всех остальных областях экономики.
В торговых центрах Америки работают в 25 раз больше людей, чем в угольной индустрии. Повышение популярности интернет-магазинов привело к тому, что за первые четыре месяца 2017 года в торговых центрах работало на 26800 человек меньше, чем в этот же период прошлого года. Для сравнения, занятость в угледобывающей промышленности сократилась на 2800 человек.
Воздействие эмиграции и соглашений о свободной международной торговле на рынок труда уже привело к чувствительным политическим сдвигам, например, росту популизма в Европе и США. Но некоторые экономисты верят, что мир находится на грани намного более масштабных изменений: перемен, сравнимых с глобальной индустриальной революцией восемнадцатого и девятнадцатого столетий.
Исследователи Оксфордского университета предполагают, что в зоне риска находится примерно половина рабочих мест США. Больше всего автоматизации подвержены низкооплачиваемые профессии. Меньше всего риску подвержены специалисты с учёными степенями (например инженеры и физики) и врачи разных категорий.
Банк Англии прогнозирует, что в Великобритании автоматизация может уничтожить около 15 миллионов рабочих мест. Изменения произойдут преимущественно в сфере услуг. Такая динамика ещё сильнее увеличит разрыв между бедными и богатыми слоями населения.
По данным McKinsey Global Institute, сегодня могут быть полностью автоматизированы менее 5% профессий. Однако в дальнейшем роботы смогут в совершенстве исполнять около одной трети задач, включенных в 60% профессий.
Многие относятся к таким угрозам скептически. Медленные темпы роста продуктивности в США полностью противоречат гипотезе об обширной автоматизации. Развитие искусственного интеллекта может пойти по пути автоматизации отдельных задач, а не целых профессий, тем самым улучшая работу человека, а не заменяя его.