«Освобождение под залог должно стать приоритетной мерой пресечения для фигурантов экономических дел: с одной стороны, это позволит не допустить краха бизнеса, чем активно пользуются рейдеры».
Уголовное преследование предпринимателей стало проблемой всероссийского масштаба, которая тормозит развитие страны и усиливает напряжение в обществе, пишет в колонке на Forbes Александр Хуруджи, общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, который сам провел в СИЗО 9 месяцев. Процент оправдательных приговоров, которые выносят судьи — всего 0,25%. Касается это и предпринимателей или директоров, которые проходят по уголовным делам с экономическим составом.
Сотни миллиардов ущерба. Из громких уголовных дел в России уже составили рейтинг
Находясь в СИЗО, предприниматель рискует не только потерей компании и денег, но зачастую и собственной жизнью. Нередки случаи, когда обвиняемых топ-менеджеров и бизнесменов доводят до самоубийства. К примеру, в августе 2016 г. покончил с собой фигурант «дела Гайзера» бизнесмен Антон Фаерштейн, которому вменяли участие в преступном сообществе. При этом три года спустя суд признал, что преступного сообщества не было, и снял со всех фигурантов обвинения по этой статье.
Русский Илон Маск умер в СИЗО Питера. Экспертиза показала: бизнесмена запытали до смерти
В СИЗО погибли также топ-менеджер «Роскосмоса» Владимир Евдокимов, бизнесмен Валерий Пшеничный, которого называли «русским Илоном Маском». При этом о гибели фигурантов нерезонансных дел часто не становится известно.
Когда предпринимателям угрожает не просто статья, а лишение жизни, рассчитывать на экономический рост за счет инвестиций не приходится. Чтобы исправить ситуацию, нужно гуманизировать уголовно-правовую систему и начать именно с экономических дел — для этого есть законные основания.
«Один из самых талантливых IT-специалистов сидит за решеткой вместо того, чтобы работать»
Требования УПК указывают, что обвиняемые по таким делам не должны находиться в СИЗО, и суды вместе с правоохранительными органами должны начать исполнять федеральный закон. Необходимо также законодательно обязать судей указывать в постановлениях конкретные основания, почему обвинениие, которое им вменяют, не относится к преступлениям в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Освобождение под залог должно стать приоритетной мерой пресечения для фигурантов экономических дел: с одной стороны, это позволит не допустить краха бизнеса, чем активно пользуются рейдеры, с другой, снизит нагрузку на бюджет в части финансирования содержаниях подозреваемых и обвиняемых в СИЗО. А в УПК должны быть внесены поправки, которые запрещают возбуждать уголовные дела из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения сделок между хозяйствующими субъектами без оценки данных фактов арбитражными судами, — заключает правозащитник.