Эксперты определили, без каких навыков не возьмут в будущее. Именно эти компетенции станут основой для выбора школы, университета и сегментов для инвестирования уже через 10 лет. Чему стоит учиться?
В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019) эксперты определили топ «золотых» компетенций будущего. Обсуждение оттолкнулось от списка ключевых компетенций на 2015 и 2020 гг., анонсированного на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2016-м. Представители системы образования и бизнеса обсудили, оправдался ли прогноз зарубежных аналитиков, и высказали свое мнение по поводу того, какие навыки будут актуальны через 10 лет. DK.RU законспектировал основные моменты этой дискуссии.
Денис Конанчук
академический директор Московской школы управления
Сколково
На мой взгляд, в ближайшие 15 лет мы неизбежно будем жить в логике цифровой трансформации, поэтому мы для себя выделили две «золотые» компетенции, которые четко отличают компании будущего от традиционных аналоговых. Мы проводили исследование, не опубликовали его, но результат я вам сейчас скажу. Есть две компетенции, которые отличают
Amazon от
Walmart и
airbnb от традиционного туристического агентства. Первая — это понимание и способность выстроить клиентский опыт. Все теперь становится вокруг человека. Если ты собираешь о нем данные, понимаешь, что он чувствует и чем живет в данный момент, твой шанс дать ему ценность — выше. Вторая суперкомпетенция — стратегические партнерства. Не отношения потребитель-поставщик и не отношение купил-присоединил актив, а способность выстроить стратегическое партнерство, что всегда крайне сложно. Это круг доверия нужно сформировать и найти схему, которая делает в выигрыше не одного из партнеров, а сразу обоих.
Дарья Масловская
директор по персоналу,
Royal Canin, Россия и Республика Беларусь
У нас <в компании> есть модель «компетенций лидерства». Она во многом пересекается с компетенциями предпринимателей, потому что мы, как организация, которая хочет на рынке быть успешной, хотим, чтобы наши люди обладали предпринимательским потенциалом и знали, как быстро решать те задачи, которые нам жизнь каждый день подбрасывает. Но наша модель компетенций претерпевает изменения, мы видим, что сегодняшняя реальность требует больше гибкости, скорости, смелости. <Говоря о компетенциях будущего> я бы две вещи сказала. Мне кажется, знание себя — это основная история. И смелость идти к своему счастью.
Ирина Шубина
руководитель команды развития бренда работодателя, VK
У нас есть своя специфика — мы крупнейшая социальная сеть в России, но ее делают примерно 800 сотрудников. Соотношение объема задач, масштаба и команды, на мой взгляд, фантастическое. Мы в VK скорее про предпринимательские компетенции. Есть такая история, что есть наемные сотрудники и люди, которые воспринимают бизнес как свой собственный даже в компаниях, где все являются наемными сотрудниками. И мы стараемся поддерживать внутри атмосферу стартапа. Это ключевая причина, почему у нас нет задачи нанимать и нанимать людей. Мы наоборот стараемся находить ограниченное количество людей с очень высоким потенциалом. И это люди, готовые нести ответственность за результат, оценивать и придумывать идеи. Я бы сказала, будущее за теми проектами (это могут быть и коммерческие компании, и образовательные учреждения и все, что угодно), где команда каждый относится к продукту, который делает команда, как к своему собственному.
По мнению Ирины Шубиной, в 2030-м г. будут особенно важны три компетенции. Первое — это эмпатия, эмоциональный интеллект, что проявляется в способности договариваться с другими людьми. Второе — системное проектное мышление и умение мыслить продуктом, причем комплексно: как выглядит, как его продвигать, какой аудитории интересен, какую задачу решает. Третье — знать себя и понимать, зачем ты живешь.
Кроме того, мне кажется, все больше будут важны иностранные языки. Сейчас все дошли до уровня, что свободно говорят на английском. Думаю, через 10 лет это будет история про английский, испанский плюс китайский, японский или индийский. Если ты не говоришь на этих языках, ты будешь проигрывать, — считает представитель VK.
Андрей Алясов
основатель, генеральный директор Changellenge
Самое главное — это адаптивность — насколько мы можем подстраиваться. Это очень важный skill в течение всей жизни. Он был бы важен в минус 2015 г. до н.э., и в 2015-м, и в 2020-м, и будет важен всегда. Помимо адаптивности будет еще три вещи. Во-первых, останется Complex Problem Solving (решение сложных проблем). Знания устаревают, состав работы меняется, но умение разобраться в этом и решить задачу необходимо постоянно. Второе — обязательно важны будут так называемые t-shape-компетенции — широкий междисциплинарный кругозор, умение понимать множество различных вещей. С большой вероятностью в будущем у людей не будет узкой специализации. Нужно будет взаимодействовать на стыке нескольких направлений. И как раз умение посмотреть вокруг будет сильно помогать. И третье — я бы задумался об умении масштабирования. Мир становится все больше и больше. Нас уже 6 млрд. Через 10 лет нас может быть 10-15 млрд., и все технологии нужно уметь масштабировать так, чтобы они могли помогать не паре людей, а сотням тысяч. Я не знаю, какой эта технология будет в 2030-м г., но нужно быть готовым разобраться в ней.
Соглашусь с большинством, особенно с t-shape — это уже данность. Второе — адаптивность. Третье — принятие решение и взятие на себя рисков. Компьютерные программы многое заменяют, но принять решение за вас зачастую не могут. Они действуют по простому алгоритму. А в ситуации неопределенности это надо делать, и как раз это отличает предпринимателей.
Сейчас очень модно и полезно становиться разработчиком. Их сейчас не хватает. И в Штатах сейчас каждый третий разработчик выходит на рынок, не получив высшее образование, а закончив программу повышения квалификации. Я очень верю, что в будущем практически не будет университетов, высшего образования в том виде, в каком оно существует сегодня. Это будет фрагментарный набор знаний, которые нужны для решения задач конкретно сегодня в конкретно сложившейся ситуации. Чтобы вузам выжить, нужно быть в топ-10, чтобы туда пошли за брендом, как это сейчас происходит с Гарвардом. Либо создавать много фрагментарных программ, которые будут помогать человеку в 20, 30, 40, 50, 60 лет.
Вопрос о том, необходимы ли в будущем университеты, вызвал дискуссию среди участников встречи.
По мнению Ирины Шубиной, высшие учебные заведения нужны для формирования фундаментального мышления у человека:
Я обычно ругаю университеты в части подготовки разработчиков, но сейчас поняла, что искренне верю — они нужны. Они дают фундаментальные знания и будут учить мыслить. Просто нужно понимать, что тот базовый блок, который у всех нас был в университетах — философия, экономика, социология и т.д. — дает глубокое понимание мира. Ты начинаешь системно мыслить и воспринимать мир. Если людей будут обучать прикладным решениям задач, это скорее среднее образование, которое традиционно существует в России — когда тебя учат ремеслу. И важно <разделить> — есть ремесло, а есть фундаментальное знание и мышление. Тут нужен баланс.
«А в чем проблема? — спрашивает в ответ Андрей Лобанов. — Есть психоаналитик — всем советую ходить и разговаривать. Учить мыслить, разговаривать с собой можно, например, так. Это один из способов. Книжки еще можно читать».
А как же школа? — добавляет Андрей Алясов. — Зачем нам достоевские, толстые, зачем мы читаем «Войну и мир»? Как раз в этом и суть школы — научить людей мыслить. Университет — это другое. Если школа не научила человека мыслить — Боржоми не поможет. Это основная фишка с точки зрения мышления. Университет, грубо говоря, — это когда человек передвинулся на третий-четвертый уровень, он его докрутит в нужном направлении, но нельзя считать, что университет сможет научить человека мыслить системно.
По мнению Павла Рубахина, руководителя B2C продуктов в Центральной Европе и СНГ, KFC, не всем людям нужно идти в университеты. Есть и те, кто изначально хочет быть ремесленником.
Павел Рубахин
руководитель B2C продуктов в Центральной Европе и СНГ, KFC
Я считаю, нет ничего плохого в том, чтобы не понимать, в какую сторону ты хочешь развиваться. С разными людьми это в разное время происходит. Выбор в пользу того, хотят они быть ремесленниками или руководителями или хотят общих знаний, чтобы потом разобраться, университеты должны подстроиться под это и сформировать программы как для одних, так и для других. Так они останутся актуальными для всех. Что касается компетенций будущего, то первое — это умение фильтровать информацию, потому что ее будет все больше. Второе — умение бороться и быть стойким. Мир будет все более конкурентным, и если нам кажется, что мир вокруг милый и добрый, это не так. И третье — умение считывать людей и самого себя. Только понимая, кто ты есть, ты сможешь поставить знак равно между «успех» и «счастье».
Использованы фото из фотобанка «Росконгресса»