«Зачем ходить в обычную школу, в ужасе до ночи делать с ребенком презентации, а потом посещать родительские собрания, где ругают всех детей?» — Иван Петрук, «Острова Ершовы».
Недавно DK.RU опубликовал несколько материалов, посвященных семейному образованию. Тема оказалась актуальной и вызвала немало споров. Иван Петрук, управляющий загородным клубом «Острова Ершовы», сооснователь палеопарка «Археос» и отец троих детей, рассказал о своем опыте столкновения с традиционными и альтернативными формами образования.
Иван Петрук, управляющий загородным клубом «Острова Ершовы»:
— Вопрос выбора школы для детей беспокоил нас с супругой с самого рождения первого ребенка. В обществе принято считать, что 1 сентября — это переломный момент в жизни. Детство заканчивается, и начинается взрослая жизнь.
Под этим гнетом года за два-три до семилетия старшей дочери Софии мы начали всерьез беспокоиться о ее образовании. Все усложнялось нашими разъездами — мы живем то в Екатеринбурге, то в своем загородном клубе на Островах Ершовых в Челябинской области. Долго не могли решить, где будем учить Софию — в Екатеринбурге, Снежинске, Каслях или дома. Вариант домашнего обучения сразу же отмели — мы не педагоги, да и в том, чтобы посвящать свою жизнь обучению ребенка, не видим смысла. Есть люди, которые сделают это лучше. Оставался вариант государственной или альтернативной школы.
С традиционной образовательной системой мы впервые столкнулись, когда предприняли попытку отдать Софию в садик. Это был обычный муниципальный детский сад, но ничего, кроме мучений для всей семьи, он нам не принес. Адаптация проходила очень тяжело: два месяца друг за другом болели то дети, то мы сами. Мы столкнулись с огромной бюрократической машиной: нас постоянно вовлекали в какие-то вопросы вроде купить, погладить, постирать. Мамы в чатах неустанно выдавали абсолютно лишнюю для нас информацию.
Мы с супругой поняли, что в муниципальном садике упор делается не на воспитание детей, а на решение бытовых вопросов. Когда стали изучать вопрос с государственными школами, столкнулись ровно с тем же.
Я не понимаю, зачем нужно не спать в ночь на 1 февраля, специально прописываться у родственников в другом районе, чтобы попасть в определенную школу. На мой взгляд, это абсолютно бредовая система. Школа и садик — это услуга, которую предоставляет государство, и она должна быть удобной и комфортной. В противном случае я как потребитель от нее отказываюсь либо принимаю с оговорками.
С учетом нашего образа жизни и постоянными разъездами нам проще оказалось выбрать альтернативный путь.
Мы начали ходить, смотреть и анализировать все, что есть на рынке альтернативного образования в Екатеринбурге. Рынок этот в городе достаточно большой. Одна его часть — это частные школы. Их плюс в том, что они давно работают. Другая — родительские инициативы, половина из которых не превращается в реальные проекты.
Из всего объема предложения мы выделили для себя около семи вариантов. Нам очень понравилась школа, которая работает по принципам гуманной педагогики великого советского педагога Шалвы Амонашвили. Суть в том, что в первую очередь внимание уделяется не объему знаний, а личности ребенка и воспитанию в нем нравственных качеств. В этой школе хороший педсовет, своя программа для первых-вторых классов, дополнительные развивающие занятия и даже питание — все, как надо. Но мы посчитали ее слишком дорогой.
Присматривались к образовательной системе, основанной на классических методиках и учебниках и возрождающей традиции советской школы (к примеру, счет на палочках, каллиграфию, чистописание пером). По ней в России работает уже несколько частных школ, но в основном церковных. Еще есть школы, которые тоже давно работают в Екатеринбурге и даже имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности (это редкость, в основном ребенка нужно переводить на семейное обучение и прикреплять к госшколе), но так просто в них не попасть. Они либо набирают учеников не каждый год, либо устраивают конкурс для зачисления.
Что касается родительских инициатив, несколько вариантов поначалу показались нам крайне привлекательными. К примеру, педагог горел желанием открыть школу по принципам гуманной педагогики, но класс так и не набрался. В другом случае организаторы пропагандировали модную сейчас методику Владимира Жохова. Говорили, что за пару лет ученики усвоят четырехлетнюю программу обычных классов.
Суперинновационная подача — дети в первой четверти уже считают до тысячи, делят и умножают. Прошлой осенью набрали первый класс. А в конце учебного года написали у себя в группе в соцсети обо всех ужасах, с которыми столкнулись учителя и ученики. Гигантская нагрузка, дети очень сильно уставали. Образовательную методику они в итоге поменяли, но, на мой взгляд, поступили безответственно. Поставили над детьми эксперимент.
Маркетологи, почувствовав тренд, активно пропагандируют пользу альтернативных форм образования. Но продвижение строится по одной схеме: государственная школа — это плохо, а семейное обучение — хорошо. Я столь категоричную точку зрения не поддерживаю. Как показывает практика, альтернативные формы обучения тоже могут принести вред. Все в руках учителя, который одинаково хорошо должен работать и в системе государственного образования, и в любой другой программе, и быть внимательным к каждому ребенку.
Многие популярные психологи вроде Людмилы Петрановской или Димы Зицера говорят о том, что общеобразовательная школа отстает от жизни. Это правда. Но ведь и частные школы не особо преуспели в этом. Они дают программу по тем же государственным общеобразовательным стандартам, потому что ребенку после такого обучения нужно периодически сдавать экзамены в обычной государственной школе, чтобы потом получить аттестат.
Мы с форматом обучения определились 31 августа 2018 г. София пошла в первый класс школы-клуба, которую организовали родители-единомышленники. Мы эту школу выбрали, чтобы получить минимум знаний для прохождения аттестации, ничего сверхъестественного не ждем. Да и не ставим цели воспитать из ребенка гения. Если ребенок проживает полноценную жизнь вместе с родителями, думаю, ему не нужны дополнительные модные образовательные системы.
Основное преимущество для нас — свободный график. Не сходили — учителю в WhatsApp написали, получили домашнее задание. Никаких справок потом не требуют. Плюс комфортная психологическая обстановка: в классе восемь человек, все учителя расположены к детям, ребенок ходит на занятия с удовольствием.
Чтобы проходить аттестацию, мы прикрепились к питерской школе. В России есть ряд частных школ с лицензией, которые прикрепляют детей со всей России — тесты можно сдавать дистанционно. Для нас это удобно.
Что с садиком, что со школой мы идем по пути наименьшего сопротивления. Такая школа никак не влияет на наш образ жизни. Наша семья спокойна, счастлива и стабильна. Зачем нам идти в обычную школу, в ужасе до ночи делать с ребенком презентацию, а потом ходить на родительские собрания, где Марья Ивановна будет ругать всех детей? Нам без этого есть, чем заняться.
Ольга Новгородова в своей колонке упирает на то, что родители совершают ужасную ошибку, выбирая для ребенка альтернативное образование. На мой взгляд, ее комментарий необъективен. Во-первых, потому что строится на опыте подруги. С этим ребенком и с его мамой никто не общался, а делаются выводы, что всему виной альтернативное образование. Второе — те проблемы, с которыми столкнулся ребенок. Скажу честно, я сталкивался с точно такими же.
Я учился в обычной школе, и в 15 лет у меня была неразделенная любовь. В институте не понимал, что я там делаю. Пошел на работу — тоже считал, что вокруг одни дураки, а уж я-то все знаю. Думаю, эти переживания естественны для любого молодого человека.
Мне кажется, любая школа — это столкновение с реальностью, но сама по себе она решений не дает. Их дают родители, друзья. Но какими бы чудесными ни были родители, окружение, школа и все остальное, ошибки все равно будут. И бояться их не надо. Надо научить ребенка их преодолевать. Когда в нашей взрослой жизни происходят конфликты, от детей мы это не скрываем. Глядя на нас, они получают опыт их решений. И сейчас в классе у Софии — те же конфликты, эмоции, переживания, что и у всех детей. Наша школа достаточно доступная, и туда приходят люди разного социального статуса.
Элитная гимназия, сельская школа — везде своя психологическая обстановка и свои вопросы. Сейчас ребенок из деревни может сдать ЕГЭ на 100 баллов, поступить в институт в Москве и там столкнется с такой реальностью, с которой ему придется как-то справляться, переживать и бороться.
Самое главное, чтобы у родителей был контакт с ребенком. Ребенок должен знать, что такое хорошо и что такое плохо. Вот главное мерило, которому родители должны его научить. И уже через эту призму дети будут искать решения проблем. Поступать по совести или нет. Я этим всю жизнь и руководствуюсь.