«Традиционно считается, что крутой программист непременно должен закончить «крутой» университет. На деле ситуация обстоит по-другому». Как перестроить образование, чтобы готовить хороших специалистов.
Максим Грохульский, директор по развитию компании по разработке ПО «741Студиос.ру»:
— В сфере ИТ специалисты всегда являлись и будут являться ключевым фактором успеха, компании испытывают постоянный кадровый голод. Чтобы утолить его, мы несколько раз начинали делать образовательные проекты: я преподавал и в вузах, и в школе, вел кружки для старшеклассников. По моему мнению, надо начинать заниматься подготовкой программистов с 12-14 лет — именно тогда закладываются основные параметры мышления, а программист — это в первую очередь человек думающий. В нашей компании есть несколько успешных примеров, когда мы начинали заниматься с ребятами примерно этого возраста, а впоследствии они вполне успешно работали у нас и не только.
Традиционно считается, что крутой программист непременно должен закончить «крутой» университет. На самом деле, полагаю, ситуация обстоит по-другому. Уровень программиста определяется в первую очередь его опытом, выполненными проектами, работоспособностью и организованностью. Что нам дает вуз? В достаточно сжатый период (пять лет) он должен дать не просто объем знаний, главное — сформировать кругозор и достаточно специфический склад ума.
А опыт? 3–4 месяца дипломной практики — это несерьезно. За этот период у студента даже не успевает сформироваться привычка к работе.
Ведь, как говорится, «от сессии до сессии живут студенты весело…». А тут надо трудиться каждый день, методично и равномерно, без авралов. А вот работать и учиться в универе не всякий сможет — как правило, ребята забивают на учебу, и потом у них большие сложности с деканатом.
Свежий пример: у нас работает студент, которому, оказывается, надо писать диплом. Но ему некогда — он на проекте фулл-тайм, 40 часов в неделю. Созваниваемся с деканом (слава богу, все друг друга знаем): «Зачем ему диплом? — Доказать, что он учился на программиста. — Он работает программистом уже года полтора, давай я какую-нибудь справку нарисую? — Нельзя, пусть диплом пишет, придумайте ему задание».
Как результат, парень что-то писал по субботам, перспектива использования его работы туманна. А его реальный проект показать как диплом нельзя — у нас с клиентом соглашение о неразглашении.
Ситуация с колледжами веселее. В 2017 году приняли новый ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) по специальности «программист». Там написано, что образовательное учреждение (колледж) само определяет состав и формат образовательной программы, при этом «…Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70% от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
Вариативная часть образовательной программы (не менее 30%)…» . Тут я как математик спросил себя: «Не более 70%, это, например, 10%»? То есть на 90% я могу формировать программу «невзирая на» и привязывая ее к актуальным потребностям реальных работодателей?»
Так и сделали. И в 2017 году пошел первый набор по этой специальности в одном из колледжей, Уральском железнодорожном техникуме . В этом году будем набирать уже две бюджетные группы + внебюджет.
Учиться сложно и интересно. Интересно, потому что в планах с середины второго курса начинать совмещать работу и учебу — ФГОС СПО дает механизм, как это делать. А это зарплата в районе 40 50 тыс. рублей в месяц. Сложно — потому что в школе ребят учат не совсем тому, что мы требуем.
Чему и как не учат в школе
Все мое общение с преподавателями в последнее время только укрепляет меня в мысли, что традиционная система среднего образования требует капитальной модернизации. И решение не в том, чтобы перераспределить часы между физикой, математикой, историей и литературой. Принципиально должна меняться парадигма.
Сейчас немало работодателей, которые способны и готовы позаботиться о предпрофессиональной подготовке своих специалистов — как правило, это целый букет естественнонаучных дисциплин. Но они готовы оставить школе подготовку так называемых «софт-скиллз».
Например, я хочу, чтобы школа прививала навыки договариваться, прививала позицию, что надо вступать в переговоры — в самом широком смысле: научную дискуссию, обсуждение задачи, определение условий работы и т.п. И, разумеется, умение вести себя — приводить аргументы, контрдоводы, тезисы и др
В сфере ИТ очень важно, чтобы программист не просто понимал, что надо сделать, а принимал разумность и обоснованность выбранного решения, а при необходимости — не боялся и умел возобновить дискуссию.
Школа не учит и не прививает навык передачи знаний. Имеется в виду не «дать списать» (этому как раз учат — «списать» валидно как приемлемый путь решения), а именно knowledge transfer. И не только в режиме «объяснил-рассказал». Программист чаще делает передачу знаний «в будущее» — это называется «техническая документация» на код.
В школе трудно с планированием работ и ресурсов, хромает командная работа.
Что уж говорить про креативность и гибкость мышления. Для всего этого есть методики и наработанные материалы, но такие подходы плохо вписываются в классно-урочную систему. Контрольные, типовые задачи, «найдите ИКС». Задачу решить нетрудно, а вот сформулировать ее…
Безусловно, традиционные подходы и наработки в этой области выкидывать на свалку нельзя. Но необходимо понимать, что сегодняшним школьникам, скорее всего, придется жить в совсем другом мире, чем тот, в котором мы живем сейчас.
Как прийти к светлому будущему?
Конечно, я не великий специалист в сфере образования и смотрю на все с точки зрения работодателя, но осмелился бы предложить такой вариант перестройки образовательной системы:
До 12 лет: дети учатся в школе, где помимо всего прочего с ними плотно ведется профориентационная работа — по ориентации и определению способностей, наклонностей и талантов.
12-14 лет: в процесс образования начинает входить потенциальный работодатель, например, в виде подготовленных «делегатов» от профсообществ. Суть в том, что «работодатель» плавно втягивает ребят в процесс обучения на работе: в формате упрощенных проектов, модельных задач и т.п., постепенно вытесняя школу из процесса образования. Ученики привыкают добывать знания, необходимые для решения задач или выполнения проектов.
15-18 лет: ребята уже достаточно глубоко втянуты в рабочие проекты. Они начинают привыкать работать, осознавать ответственность, у них вырабатываются навыки самоорганизованности и коммуникации в коллективе. На выходе мы получаем Junior-специалиста.
18-20 лет: первый трудовой опыт. Наработка портфолио.
20-21 год: первая «сборка». Структурирование знаний, полученных на практике, подведение под них теоретических основ, расширение горизонтов, вброс новых установок и страт. Это соответствует нынешнему уровню среднего профессионального образования. В отраслевой шкале это специалист категории Junior+/Middle-.
21-23 года: работаем и трудимся. Безусловно, по необходимости изучаем новые технологии на курсах, семинарах, мастер-классах, через самоучители.
23-24 года: вторая «сборка», переход на новый уровень. Это бакалавр (Middle/Middle+).
24-26 года: снова работа и саморазвитие.
26-27 года: третья «сборка». Перед нами магистр (Senior).
Дальнейшее образование можно строить по способностям и желанию: например, чтобы стать тимлидом, нужны управленческие компетенции, а архитектором — теория, помноженная на опыт.