Свердловское управление ФАС проверит НП «Центр поддержки ШОС «Екатеринбург-2009», созданное, чтобы организовать встречу делегаций стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Этим неожиданным
Свердловское управление ФАС проверит НП «Центр поддержки ШОС «Екатеринбург-2009», созданное, чтобы организовать встречу делегаций стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Этим неожиданным решением увенчалась проверка городских гостиниц на предмет ценового сговора.
Антимонопольная служба выяснила: ряд отелей, в которых жили делегации ШОС, в июне подняли цены на 30-170%, а затем снизили их до прежнего уровня. В согласованных действиях заподозрили операторов «Урал-Австро-Инвест» (управляет Атриум Палас Отелем), «Нордус Отель» (Park Inn) и ГК «ЮСТА» («Премьер-Отель», «Сити-Отель», «Екатеринбург- Центральный», гостиница «Исеть» и отель «Гранд-Авеню»).
На заседании в УФАС представители гостиниц отвергли обвинения в сговоре и объяснили ценовую политику убытками, понесенными по вине организаторов саммита ШОС. Как следует из слов отельеров, во время подготовки царила неразбериха: минимум две структуры — НП «Центр поддержки ШОС «Екатеринбург-2009» и ГУП «Президент-Сервис» — бронировали номера для иностранных делегаций, не давая до последнего момента никаких гарантий оплаты.
Александр Гребенцов, юрист «Урал-Австро-Инвеста», заявил, что Центр поддержки ШОС еще в марте потребовал зарезервировать 100% номеров Атриум Палас Отеля и никого в гостиницу не вселять. «Возникли убытки. И только 15 мая было определено необходимое количество номеров, заключен договор с «Президент-Сервисом», — отметил он. По словам г-на Гребенцова, для нужд саммита Атриум выделил 93 номера из числа «самых недорогих, ходовых», сдав их организаторам по обычным ценам. «На остальные 38 номеров с 5 по 18 июня установили новые цены, чтобы покрыть убытки», — добавил он. В материалах дела указано: стоимость выросла на 50%.
Представители Park Inn и «Евро-Азиатской управляющей компании» подтвердили: организация саммита обернулась непредвиденными расходами. В отдельных случаях частные брони были отменены: отелям настоятельно рекомендовали не селить тех, кто не имел отношения к саммиту. «А Центр поддержки ШОС прислал письмо, чтобы мы резервировали номера с 20 мая по 20 июня. При этом ситуация такая, что никто ни за что не отвечал. Все потеряли очень много денег, — описала Лидия Вишневска, генеральный управляющий отелем Park Inn. — Мы для гостей из Индии держали номера несколько недель. Гости приехали 6 июня — и только тогда был подписан договор». Марина Павленко, гендиректор ГК «ЮСТА», рассказала о случае с летным экипажем президента Ирана: авиаработников хотели разместить в одной из гостиниц «ЮСТЫ», но планы несколько раз менялись, и в итоге экипаж так и не заехал.
Рост цен Наталья Хуртина, директор по управлению доходами отеля Park Inn, объяснила еще и затратами на прием «гостей международного уровня». «Причем прибыль не оправдала вложений», — подчеркнула она. И перечислила мероприятия: приобрели новую систему видеонаблюдения, сделали ремонт фасада, внепланово сменили униформу персонала, в номера закупили тапочки и халаты. «Мы привлекли и дополнительный персонал, например, потратили почти 500 тыс. руб. на услуги поварской фирмы, которая готовила для восточных гостей национальные блюда», — добавила г-жа Вишневска. Кроме того, по ее словам, на этажах гостиницы пришлось поставить торговые автоматы. «Делегации не оплачивают содержимое мини-баров. Такое сплошь и рядом», — мотивировала она. Кстати, согласно материалам дела Park Inn стал рекордсменом по росту цен: с 1 по 30 июня они поднялись на 80-170% от обычного уровня, в зависимости от категории номера.
Артем Солодов, руководитель юридической службы ГК «ЮСТА», заявил, что ценовая политика отелей «ЮСТЫ» едина и повышенную стоимость номеров в июне по всем гостиницам установили еще в ноябре 2008 г. «Наша коммерческая служба прогнозировала на июнь высокий спрос из-за саммита ШОС и сопутствующих мероприятий, — сказал он. — Мы сочли, что выгодно будет поднять цены. Но это самостоятельное решение».
По словам г-на Солодова, письменного указания не селить гостей, не относящихся к саммиту, не было. Однако отказать организаторам не решился никто. «Когда поступают просьбы такого уровня, все всё понимают, — заметил Виктор Архипов, заместитель генерального директора «Урал-Австро-Инвеста». — С другой стороны, я понимаю и организаторов. Если бы номера для ШОС не бронировали заранее, все было бы еще сложнее. Потому что иностранные делегации пытались разместиться самостийно».
По итогам заседания Татьяна Колотова, глава управления ФАС, заявила: рассмотрение дела откладывается. «Нужно привлечь к делу НП «Центр поддержки ШОС» по признакам координирования экономической деятельности гостиниц (ч. 3 ст. 11 закона «О защите конкуренции»), — объявила она. — Роль НП мы выясним». Позже в УФАС пообещали запросить ряд документов из Администрации Президента РФ.
Дело в том, что расселять иностранцев в Екатеринбурге было полномочно ГУП «Президент-Сервис»: по информации юриста областного Минторговли Лилии Пустоваловой, именно это предприятие выиграло тендер Администрации Президента РФ. Почему номера бронировал Центр поддержки ШОС «Екатеринбург-2009», неясно. Между тем НП было расформировано накануне саммита, после того как областной вице-премьер Олег Гусев, который курировал его деятельность, ушел в отставку.
Разобраться в деле УФАС надеется к ноябрю.
Как отельеры повышали стоимость номеров в июне 2009 г.
+28-31% ГК «ЮСТА» |
+50% «Урал-Австро-Инвест» |
+80-170% «Нордус Отель» |
Источник: УФАС по Свердловской области.