Меню

«Штраф может достигать 100%». Как снизить риски при владении иностранными компаниями

«Регулирование для российских резидентов стало существенно жестче, а возможности налоговых органов расширились». Эксперты EY — об амнистии капиталов как способе снять исторические риски.

Дмитрий Бабинер, партнер аудиторско-консалтинговой компании EY, практика налоговых и юридических услуг,
Сергей Рудичстарший консультант EY, практика налоговых и юридических услуг в Уральском регионе:
 
— С момента провозглашения президентом деофшоризационной кампании и появления соответствующих правил в российском законодательстве прошло больше года. Можно подвести промежуточные итоги и оценить свежие изменения принимавшихся тогда в спешном порядке норм.
 
В целом налоплательщики подали более 7000 уведомлений об участии в иностранных компаниях. Очевидно, что это число не соответствует действительному количеству организаций, акционерами которых являются российские резиденты (напомним, что лидирующими странами по объему прямых инвестиций в Россию в первом полугодии 2015 года, по данным ЦБ РФ, являются Багамы и Кипр). Относительно небольшой штраф в 50 тысяч рублей за каждую компанию не мотивирует налогоплательщиков раскрывать информацию.
 
Объявленная амнистия капиталов также не принесла должного эффекта — по данным ФНС, с момента объявления кампании по конец 2015 года было подано немногим более 300 специальных деклараций. Это неудивительно, учитывая количество «серых зон» закона об амнистии (ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.06.2015 № 140-ФЗ).
 
Вместе с тем мы видим, что законодатель проводит необходимую работу над ошибками.
 
Так, срок подачи специальной декларации по амнистии капиталов был продлен до 30 июня 2016 года. Ожидается, что механизм амнистии также будет скорректирован. В частности, планируется продлить срок действия гарантий по непривлечению к ответственности за валютные правонарушения вплоть до подачи специальной декларации. Кроме того, гарантии планируется распространить на имущество, принадлежащее контролируемым иностранным компаниям (далее — КИК), а не исключительно самому налогоплательщику.
 
На момент написания статьи соответствующий законопроект еще не опубликован. Однако если изменения будут приняты, участие в амнистии может оказаться эффективным средством снятия исторических рисков.
 
Кроме того, 15 февраля 2016 года был подписан Федеральный закон № 32 ФЗ, вносящий ряд благоприятных для налогоплательщиков изменений в «деофшоризационные» правила.
 
Ключевых изменений несколько. Во-первых, Налоговый кодекс РФ разрешил учитывать прибыль любых КИК, включая офшорные, по данным их аудированной отчетности. Для подтверждения прибыли КИК из стран, имеющих соглашение с Россией по налоговым вопросам и не входящих в «черный» список, может использоваться отчетность, составленная по международным стандартам, без аудиторского заключения. Это, безусловно, упрощает задачу по соблюдению требований НК РФ для тех, кто намеревается сохранить владение КИК.
 
Отметим, что проект «черного» списка, подготовленный ФНС РФ, прошел стадию публичного обсуждения и готовится к опубликованию. Из него были исключены присутствовавшие в первоначальном варианте Австрия, Великобритания и Швейцария — список входящих в него стран теперь вполне ожидаем, за исключением, возможно, Бразилии.
 
Во-вторых, на год продлен срок безналоговой ликвидации иностранных компаний. Имущество, полученное российскими резидентами, не будет облагаться налогом, если ликвидация завершится  до 1 января 2018 года (данный срок может быть продлен в ряде случаев). Кроме того, возможным становится выкуп имущества контролирующим лицом или акционером у КИК по заниженной цене без обложения налогом дохода в виде материальной выгоды. Это может быть полезной опцией, которая ускорит ликвидацию иностранных структур.
 
Наконец, одним из самых важных изменений стало введение концепции «КИК-блокера». Участие лица в компаниях через неконтролируемые трасты, фонды и иные структуры не приведет к тому, что такие компании по формальным критериям будут признаваться КИК и исключает необходимость подачи уведомлений об участии в них. Помимо этого, улучшен механизм налоообложения для бенефициаров таких структур. В этой связи безотзывные дискреционные трасты могут стать эффективной опцией для реструктуризации владения активами.
 
Наряду с совершенствованием «деофшоризационных» правил законодатель обеспечивает налоговым органам возможность получить информацию об иностранных, в том числе офшорных активах российских резидентов.
 
Так, с 1 июля 2015 года в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, предоставляющая налоговым органам государств-участников механизм обмена налоговой информацией как по запросу, так и в автоматическом режиме. Возможность обмена налоговой информацией на основе двусторонних соглашений России об избежании двойного налогообложения существовала и раньше. Однако участниками Конвенции является ряд офшорных юрисдикций, таких как Британские Виргинские острова, Каймановы острова, остров Мэн, Сейшельские острова и пр., с которыми обмен налоговой информацией ранее не был возможен.
 
По умолчанию положения Конвенции распространяются для России на налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2016 года. Однако страны-участницы могут договориться оказывать административную помощь друг другу в отношении предшествующих лет. ФНС РФ в Письме от 22 декабря 2015 года № ОА-4-17/22482@ заявила о получении подтверждения от Каймановых островов о готовности осуществлять обмен информацией за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2012 года. 
С 2018 года ожидается фактическое подключение России к Стандарту обмена налоговой информацией, разработанного ОЭСР (Common Reporting Standard, CRS). В результате этого налоговым органам станет доступна информация, собираемая и автоматически передаваемая банками и иными финансовыми институтами стран, принявших CRS.
 
Кроме того, в 2016 году физические лица впервые обязаны будут подать отчеты о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.
 
Важно отметить, что полномочия по привлечению к ответственности за валютные правонарушения переданы от Росфиннадзора ФНС России, а сроки давности привлечения к ответственности планируется увеличить с одного до двух лет (соответствующий законопроект принят Госдумой 24 февраля во втором чтении). В этой связи мы ожидаем существенное увеличение количества штрафов за нарушения валютного законодательства. Напомним, что за совершение незаконных валютных операций, таких как зачисление средств от продажи ценных бумаг на счет в иностранном банке, штраф может достигать 100% от суммы операции.
 
Подводя итоги, подчеркнем, что налоговое регулирование для российских резидентов, имеющих активы за рубежом, стало существенно жестче, а возможности налоговых органов по выявлению нарушений расширились.
 
При этом законодатель предусматривает ряд временных льгот для возврата активов в Россию. Мы рекомендуем заранее проанализировать риски, связанные с соблюдением или несоблюдением новых правил по отчетности и, при необходимости, предпринять меры по их снижению и реструктуризации иностранных активов, пока для этого существуют эффективные механизмы.