Меню

«Штурмовщина — это всегда плохо». Трапезников и Борзенков — о решении проблемы грязи

«Мы еще не считаем нормальным припарковаться в 500 метрах и дойти пешком. Владеть машиной в мегаполисе и ставить ее возле дома стоит денег». Как победить грязь в Екатеринбурге / ДИСКУССИЯ.

Тему грязи, которая с конца марта остается одной из самых актуальных для города, глава Орджоникидзевского района Вячеслав Трапезников и владелец ТС «Норд» Илья Борзенков подняли в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Екатеринбурге». Город всегда можно убирать лучше, признает г-н Трапезников: они постоянно проводят оперативки, обходят район, и даже уволили одного из ключевых подрядчиков, который срывал уборку снега и начал срывать весеннюю уборку. Сам Екатеринбург — все-таки не грязный город за исключением нескольких недель в году, считает он. Впрочем, его собеседник позднее назовет этот тезис иллюзией.
 
«Ключевой момент  тема актуальна четыре недели в году! Для меня очень важно, чтобы она не схлынула, чтобы о ней не перестали говорить, чтобы новации оставались в повестке, потому что штурмовщина — это всегда плохо. Важно, чтобы мы обсуждали это и в июне с серьезной аудиторией. У Ильи (г-на Борзенкова) серьезные мысли. На самом деле у нас не грязный город. А про пыль мы через две недели забудем», — рассказал глава района.
 
Г-н Борзенков отмечает: в этом году денег выделили меньше, а уборка города становится дороже. Если поделить выделенный 1 млрд руб. на все население, то получится 80 руб. в месяц на человека — за эти деньги не получить вылизанный город. Тем не менее проблему можно решить даже с такими средствами, подчеркивает он.
 
«Бюджет не поменяется в ближайшее время. Есть несколько понятных болевых точек, которые можно решить. Газоны – власть их обустраивает, затем горожане их раскатывают за собственные деньги, а потом власть за деньги горожан снова их убирает. Надо с этим заканчивать. Грязь берется отовсюду. Исследование Лесотехнического университета 2013 г. показало, что она  на 60% состоит из пыли и песка. Ее источник — почва, которая сыплется с газонов. Проблема решаема», — отмечает г-н Борзенков. 
 
Однако точнее называть такие места не газонами, а открытым грунтом, подчеркивает г-н Трапезников, отмечая: ошибаться в данном случае нельзя:
 
«Это проблема открытого грунта. В то, что это промышленность — не верю. Автомобили — нет. Шипы — нет (к тому же это Федеральный закон, тут ничего не сделать). У нас нет денег, чтобы опустить все газоны в городе, это грандиозные деньги. Решать проблему можно одним способом — физически защитить грунт. Опустить газон стоит 130-150 руб. за один кв. м, защитить столбиками — 1000 руб. за погонный метр».
 
Проблема Екатеринбурга в том, что его старые районы проектировались с учетом нулевой автомобилизации, добавляет он.
 
Илья Борзенков, отвечая на вопрос ведущего Максима Путинцева, подчеркнул: связи между его активностью на тему грязи и праймериз на выборах, в которых он собирается участвовать, нет — просто накипело. К тому же даже областные депутаты нужны: Заксобрание не смогло отстоять норму, согласно которой на парковку за газоне полагался штраф, и суд отменил ее. Впрочем, действующей осталась другая норма, и именно ей руководствуется глава Орджоникидзевского района.
 
«У нас осталась общая норма, которая напрямую запрещает нарушение благоустройства. План — штрафовать сотни людей в неделю за парковку на газонах. Глубоко убежден, что когда человек получит пятерочку, он в следующий раз задумается. Мы еще не считаем нормальным припарковаться в 500 метрах и дойти пешком, у человека еще нет такого кода. Я начинаю с человеком вступать в дискуссию и говорить: это же твой двор…. Доброе слово и пистолет гораздо лучше, чем просто доброе слово. 70% тех кого я наказываю, понимают, что поступили плохо. 30% — не совсем адекватные люди, которые говорят, что я не прав. С большим удовольствием буду с ними судиться и наказывать», — рассказал Вячеслав Трапезников.
 
Вокруг механизма жалоб на нарушителей также идет много споров на тему того является ли это стукачеством, отметил Максим Путинцев. Однако 70% говорят, что такой механизм правилен, добавляет г-н Трапезников. Кроме того, в налаживании ситуации очень заинтересованы и крупные управляющие компании
 
«Стопхам» (общественное движение, члены которого выступали против хамства и нарушений ПДД, в частности, правил парковки) тоже вроде все делал правильно, но били их каждый второй раз, заметил Илья Борзенков:
 
«Может, можно как-то замотивировать полицейских и участковых, чтобы больше людей писали не по зову сердца, а по полномочиям. 100 человек в день — это уже не капля в море. Если грязь не придется сгребать с дорог, будет экономия. Скажу, что если в городе создадут целевую муниципальную программу, то под нее выделят целевые деньги, в том числе и областные, гораздо проще, чем под программу «Столица».
 
Впрочем, рассматривать проблему грязи с точки зрения денег нельзя, иначе она так и останется нерешенной, подчеркивает г-н Трапезников:
 
«Как только мы начнем ее рассматривать с т.з. денег, мы ее не решим. Мы должны формулировать только достижимые цели и решаемые задачи. Решаемая задача – полностью решить проблемы парковки на грунте. Могу ли сделать пять дворов без парковки на грунте? Да, могу». 
 
Проблема грязи не решалась и в сытые годы, когда нефть стоила по $100 за баррель, указывает г-н Борзенков:
 
«Строили выставочники, заявлялись на ЭКСПО, до сих пор мечтаем о поперечной ветке метро. Грязно не потому что денег нет, а потому что у власти иллюзия, что это две недели. Само не стечет. Давайте решать проблему. Если проблему грязи мы сделаем важной и значимой для власти, сосредоточим внимание на том, чтобы следующей осенью было заметно чище, то для этого у нас все есть».
 
Вячеслав Трапезников подчеркивает: цели массово штрафовать за неправильную парковку у него нет:
 
«Я за программу сохранения среды, у меня есть такая задача. Первое, что мы сделали — как переформатировать дворы, чтобы они могли вмещать хотя бы 20 машин? Срезать грунт, привезти машину щебенки и поставить табличку о платной парковке. Владеть машиной в мегаполисе и ставить ее возле дома стоит денег. Нужно ответственно относиться к своей территории. <…> Продолжайте фотографировать (нарушителей) — это очень важно. Если мы год-полтора будем этим заниматься, то увидим эти изменения. Гражданам важно поддерживать борьбу с грязью.  Проблема сверхмасштабна. У меня 20 квартальных на 300 тыс. населения. Давайте не льстить друг другу. Квартальные работают, но этот проект можно решить только краудфандинговым способом».
 
Если видно, как кто-то паркуется на детской площадке или стадионе, то надо встать с дивана, сфотографировать нарушителя и прислать фото, чтобы его оштрафовали, советует глава района: «Я могу помочь содержать ваш двор, но не буду делать это за вас». А владелец ТС «Норд» предложил помочь в разработке мобильного приложения, чтобы упростить процесс. 
 
Из Орджоникидзевского района тема грязи не уйдет, пообещал Вячеслав Трапезников. Илья Борзенков отметил, что готов участвовать в решении проблемы, если власть покажет заинтересованность в участии активных граждан, но биться головой о стену не намерен.
 
Отметим, что тема грязи не исчезает из городской повестки уже почти месяц. В начале апреля, когда она была особенно актуальна, в прямом радиоэфире генеральный директор ГК «Автоплюс» Павел Шестопалов высказал мэру Евгению Ройзману* все, что думает об этой проблеме в городе:
 
« У города денег не хватает — очевидный факт. И не будет хватать. Ну, тогда надо признать, что пора привыкать жить в дерьме, что ли? Или все-таки что-то делать?».
 
Тогда же свою антигрязевую программу предложил и Илья Борзенков: 
 
«Штраф за проезд по газону и парковку на газонах нужно поднять кратно, до любого доходчивого уровня. Думаю, штрафа в 10 тысяч точно хватит, повторное нарушение — 20 тысяч. Газоны выше бордюра вдоль дорог либо сравнять с бордюром, либо убрать нафиг. На протесты бабуль и собачников забить. В газоны вбить дешевые и поэтому, скорее всего, аскетичные столбики. Год-два можно не сажать в городе кустики и цветочки, не проводить День города и не устраивать ледовый городок, не проводить приемы и т.п»
 
Примечательно, что у программы нашлись не только сторонники, но и оппоненты. Так, юрист Сергей Завьялов предлагал свой комплекс мер, в частности, организовать систему жалоб на нарушителей парковки и использовать платные паркинги офисников в центре. 
 
* - выполняет функции иностранного агента