«Иногда сила мешает. Например, когда приходится бороться с другой силой, заведомо более сильной, или просить о помощи», — рассуждает Александр Ложечкин.
Отвечающий в Microsoft за технический евангелизм в Центральной и Восточной Европе Александр Ложечкин в своем блоге на Medium.com сравнивает проектирование самолетов и ведение бизнеса. Порой для того, чтобы добиться успеха, нужно не усилить что-то, a, напротив, сделать более слабым.
— Я очень люблю авиацию. Люблю летать на самолетах, люблю смотреть на самолеты, люблю читать про самолеты. Когда-то именно из-за любви к авиации поступил в Московский Авиационный Институт. И не жалею! Никого.
Однажды в какой-то книге по истории авиации я прочитал интересный рассказ. О том, как во времена еще поршневых самолетов была задача повышения скорости полета. Которая упиралась, в том числе, и в ограничения прочности крыльев. Чтобы сделать крылья прочнее — нужно больше металла. А если добавлять больше металла — крылья становятся тяжелее. А тогда и самолет становится тяжелее и поэтому мощности двигателей не хватает, чтобы летать быстро. Замкнутый круг.
А если не делать крылья прочнее — то они не будут выдерживать скорости и болтанки. Как быть? Озарение пришло неожиданно и не сразу. А что, если вместо того, чтобы сделать крылья более прочными, попробовать сделать их менее прочными? То есть поступить контринтуитивно, сделать наоборот?
Оказалось, что если крылья сделать гибкими, то они будут демпфировать болтанку, будут гнуться, но не ломаться под воздействием скорости и маневров. С тех пор крылья у самолетов стали гибкими. И если присмотреться в полете за крыльями, то можно обратить внимание, что они постоянно подрагивают. А в болтанку, так и вообще машут, как у птиц. Вызывая панику у пассажиров.
К чему это я? Очень часто мы считаем, что для того, чтобы побеждать, бороться, достигать успеха, нужна сила. Но иногда сила мешает. Например, когда приходится бороться с другой силой, заведомо более сильной. Или когда стоит попросить помощи вместо того, чтобы проиграть в одиночку. И тогда вместо силы может пригодиться слабость. Так как слабость позволяет адаптироваться и подстраиваться. Главное при этом — не забывать про свои собственные интересы.
Когда-то мой добрый друг Миша Черномордиков сделал мне комплимент, который я считаю лучшим, что когда-то либо слышал о себе. Он мне сказал:
— Ты гибкий, но несгибаемый.
Жаль, что Миша уже отказывается от того, что он это говорил. Фраза получилась замечательная! Тянет на афоризм. И это именно то, к чему я стремлюсь: проявлять силу там, где это уместно. Но и не бояться быть слабым в тех случаях, когда сильным быть не получается. Главное — отдавать себе отчет в своих действиях.