Меню

Синтетические наркотики попадают в Свердловскую область из Китая

Дмитрий Медведев внес в список запрещенных веществ 16 новых соединений. По данным ФСКН, их используют вместо традиционных наркотиков в 13 регионах страны, в том числе в Свердловской области.

В постановлении, подписанном председателем правительства РФ, говорится, что все 16 соединений и их производные обладают физиологической активностью, сходной с психотропными средствами серии JWH (названы по имени человека, который из синтезировал: John W. Huffman), и используются для замены запрещенных наркотических препаратов. Длительное применение таких средств вызывает у человека психическую и физическую зависимость. В медицинской практике на территории России они не используются, но распространены на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Ленинградской, Мурманской, Тюменской, Курганской, Челябинской и Свердловской областей, Приморского, Хабаровского и Ставропольского краев, а также Республики Хакасия.

По данным ФСКН, среди наркотиков, изъятых в 2011-2013 гг., доля синтетических препаратов выросла вдвое — с 16% до 35,7%. Новые вещества поступают в Россию из-за границы, чаще — из Китая, считает Владимир Ветошкин, заведующий лабораторией в «Уральском центре биомедицинских технологий».

«Когда наркополицейские изымают неизвестный наркотик, они устанавливают в своей лаборатории его химическую структуру, а затем обращаются за консультацией к фармакологам, — поясняет г-н Ветошкин. — Им необходимо официальное заключение — каким образом новое вещество может воздействовать на человека. Если мы даем заключение, что это психостимулятор, галлюциноген, эмпатоген и так далее, то дальше все зависит от решения суда — признавать соединение запрещенным или нет. Если оно не входит в список прекурсоров или психотропных средств, то не подпадает и под уголовное наказание. И как уж там судья решит, так и будет. Когда я выступал в суде в качестве эксперта, были  и оправдательные вердикты. Поэтому список запрещенных наркотиков время от времени расширяют по инициативе ФСКН».

Версиям, что синтетические производные выпускаются на местных химических и фармацевтических предприятиях, Владимир Ветошкин не верит. По его словам, такая практика была раньше. В частности, восемь лет назад органы арестовали замгендиректора Ирбитского ХФЗ, который организовал на заводе производство амфетамина в таблетках. Другой случай связан с пермским заводом «Тривектр», выпускавшем бензилметилкетон (БМК) — средство для очистки нефтепроводов. Это же соединение находчивые люди использовали как прекурсор для амфетамина — они тоннами покупали на предприятии бензилметилкетон и отправляли в Европу, где подпольные лаборатории перерабатывали его в наркотики. Однако сейчас, считает г-н Ветошкин, это маловероятно.

«По большому счету, в стране не осталось химической промышленности, — говорит он. — В лучшем случае заводы перегоняют какой-нибудь газовый конденсат или отходы лакокрасочного производства. На Урале кроме формалина, пожалуй, ничего уже и не делают. Собственно говоря, и субстанции для фармацевтических заводов везут из-за границы».

Тем самым задача ФСКН облегчается — службе остается ловить контрабандистов, изымать у них новые наркотики и просить Дмитрия Медведева, чтобы их тоже запретили.