эксперты Владимир Глухов генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация» Дмитрий Кареньков руководитель отдела сервиса компании «ИТ Энерго-Консалт» Владимир Кишик директор по ИТ сети
эксперты
Владимир Глухов
генеральный директор компании «Система. Бизнес. Автоматизация»
Дмитрий Кареньков
руководитель отдела сервиса компании «ИТ Энерго-Консалт»
Владимир Кишик
директор по ИТ сети магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал»
Дмитрий Мазеин
менеджер по развитию бизнеса компании Columbus IT в Уральском регионе
Сергей Осадчиков
генеральный директор регионального представительства корпорации «Галактика»
Что сдерживает интерес управленцев к BI
Чем можно заменить BI
Компания «Система. Бизнес. Автоматизация» к бизнес-аналитике присматривается давно. Года три назад фирма попыталась продвинуть на рынке решение американской компании Teradata2. Менеджеры получили задание, организация запустила небольшую рекламную кампанию, но рынок был к призывам равнодушен и никак на эту инициативу не отреагировал. Система оказалась слишком дорогой и сложной даже для крупных местных ритейлеров. «Да, мы ошиблись с этой системой, рынок к ней был не готов», — признает Владимир Глухов, генеральный директор компании. В этом году «Система. Бизнес. Автоматизация» делает второй заход: на сей раз клиентам предлагают систему собственной разработки. Несколько предприятий уже заинтересовались новой программой, но г-н Глухов не торопится устанавливать своим менеджерам план продаж продукта.
Несколько лет назад компания Business Objects исследовала в США и Великобритании процесс принятия решений в разных фирмах. 88% менеджеров в 3/4 случаев опираются только на свои ощущения, а не на факты. 93% руководителей принимают решения в условиях недостатка времени, при этом 62% из них не получают необходимой информации в электронном виде.
Казалось бы, процесс автоматизации бизнеса должен снять эту проблему. Большая часть тех систем, о которых так много пишет деловая пресса, заняты управлением в конкретном бизнес-процессе. CRM следит за качеством взаимоотношений с клиентами, ERP помогает спланировать производство, наладить управленческий учет и т. д. Но когда дело доходит до принятия ключевых решений, топ-менеджер остается один на один с десятками электронных таблиц, докладных записок, отчетов и графиков, на обработку которых уходят дни и недели. Именно на автоматизацию этого кусочка деятельности фирм и направлены системы Business Intelligence (BI), или бизнес-аналитика.
«Трест СКМ» (сеть магазинов «СуперСтрой» и «СтройАрсенал») использует промышленное решение для бизнес-анализа от компании Cognos3 с 2003 г. — это один из первых подобных проектов не только в Екатеринбурге, но и на Урале. «Внедрение этой системы было для нас осознанной необходимостью, — утверждает Владимир Кишик, ИТ-директор компании. — Более того, я уверен, что мы должны были поставить ее еще раньше». Первые попытки автоматизировать бизнес-анализ в «Тресте СКМ» были сделаны еще в конце 90-х гг., предприятие даже создало под эту задачу собственную систему, но она не справлялась с потоком данных. Появление промышленной системы BI принесло организации еще несколько ощутимых результатов: полный отчет по итогам месяца появляется 2 числа следующего, система дает возможность анализировать сезонность продаж по статистике, накопленной за семь-десять лет, в итоге сокращаются товарные остатки, ускоряется оборот. «Например, до 2001 г. в компании не было еще категорийного менеджмента . Отдел закупок и отдел продаж действовали практически независимо друг от друга. В какой-то момент руководители поняли, что просто нет информации о том, что сейчас творится в компании. Сегодня наша система бизнес-анализа позволяет любому менеджеру за минуту получить все данные, — рассказывает г-н Кишик. — У нас около 30 магазинов в трех федеральных округах, и то, что мы за секунды можем посмотреть любые сведения о продажах за последние семь лет, кажется нам хорошим результатом внедрения».
Схожая ситуация заставила задуматься о BI и торговую сеть «Монетка». Там уже работала единая учетная система, которая аккумулировала всю информацию о работе сети, но выдать отчет по огромному массиву данных о продажах тысяч товарных позиций в сотне магазинов она была не в состоянии. После появления BI создание сложного отчета стало занимать несколько минут. Причем менеджерам доступна любая степень детализации.
Активно интересуются системами BI энергетики и металлурги. По словам Дмитрия Каренькова, руководителя отдела сервиса компании «ИТ Энерго-Консалт», представителей крупных промышленных холдингов в системах BI в первую очередь привлекает возможность объединить данные из разных программ. Г-н Кареньков: «Такие предприятия обладают огромными информационными ресурсами, построенными на разных платформах, с разными форматами данных. В итоге на получение управленческой информации уходит иногда месяц. Например, у некоторых энергетиков отчетность по заявкам, чтобы провести закупки на следующий год, собирается до трех месяцев. Поэтому BI — наиболее эффективный инструмент объединения данных из разнородных систем».
Эксперты «ДК» отмечают, что с усилением конкуренции на рынках, повышением скорости бизнеса спрос на BI будет только расти: сейчас многие компании завершили автоматизацию своих операционных процессов и готовы продвигаться в сторону систем аналитики.
Компания «Система. Бизнес. Автоматизация» не единственная, ставившая эксперименты с программами класса BI. «Около пяти лет назад корпорация «Галактика» предлагала сделанный на заказ продукт — Информационную систему руководителя (ИСР). Система дорогая, сложная и штучная. Большим спросом не пользовалась, хотя функционал там был интересный. Но в те времена только очень обеспеченные организации могли позволить себе эксклюзивные решения. Понимая потенциал рынка решений для бизнес-анализа, многие разработчики занялись этой проблемой, в том числе и наши», — рассказывает Сергей Осадчиков, генеральный директор регионального представительства корпорации «Галактика».
Сейчас на рынке доступно несколько продуктов класса BI. Во-первых, существуют специализированные системы CPM (corporate performance management — управление корпоративной эффективностью), которые включают в себя бизнес-анализ. Во-вторых, часть функционала содержится в самих ERP-системах. «Граница между ERP и BI не очень четкая, — говорит ДМИТРИЙ МАЗЕИН, менеджер по развитию бизнеса компании Columbus IT в Уральском регионе. — Учетные системы постепенно вбирают в себя функционал по бизнес-аналитике, в них появляются инструменты обработки и построения отчетов, хотя все равно они менее развиты, чем в специализированных продуктах. Иногда нецелесообразно загружать систему, занятую управлением операционной деятельностью компании, построением сложных отчетов — это может отразиться на ее производительности. Поэтому спрос на отдельные системы бизнес-анализа только растет».
Ведущие поставщики ERP предлагают бизнес-аналитику как в составе своих систем, так и в качестве самостоятельных продуктов. Подобные предложения есть у SAP, «Галактики», Oracle. Кроме того, активно работают на рынке поставщики специализированных BI-систем. Например, компания Columbus IT готова внедрять Cognos. И наконец, часть инструментов можно создать самостоятельно. Специалисты отмечают, что даже собственным программистам под силу сделать систему со средствами OLAP для конкретного предприятия и она вполне сможет взять на себя часть функционала BI.
Предложение в городе уже сформировалось, а спроса еще нет. Правда, по отчетам исследовательской компании IDC4, российский рынок BI только в 2005 г. вырос на 48,3% и его объем приблизился к отметке в $45 млн. Дмитрий Мазеин утверждает: по опыту его компании, спрос на BI удваивается ежегодно, а на проектные команды по внедрению систем бизнес-анализа стоит очередь. Тем более что BI-проекты обходятся дешевле ERP. Как отмечает г-н Мазеин, в среднем лицензии на BI обходятся в полтора раза дешевле, чем на ERP. «Необходимо учитывать, что в таких проектах требуется меньшее количество автоматизированных рабочих мест, не надо менять и перестраивать текущие бизнес-процессы, переучивать рядовых сотрудников. Поэтому само внедрение проходит легче для заказчика», — поясняет он.
Хотя ценовой фактор в этом случае не главный: заказчик должен дорасти до BI, у него уже должны быть накоплены данные для анализа — утверждают ИT-специалисты. Постепенно таких компаний становится больше. Дмитрий Кареньков: «Мы наконец начали чувствовать спрос. В прошлом году наша компания инвестировала в обучение трех сотрудников по BI. Если раньше нам в основном приходилось предлагать свои услуги, то теперь клиенты уже сами интересуются и мы готовимся подписать первые контракты». Примерно такая же ситуация наблюдается в «Галактике». По словам Сергея Осадчикова, спрос нельзя назвать массовым: «В бизнес-среде говорят: да, это интересно, давайте посмотрим, как система будет работать. Но заказчики еще не готовы покупать». У компаний, которые уже могут внедрять промышленные решения по бизнес-анализу, есть свои наработки, и им сложно от них отказаться. «На мой взгляд, рынок резко вырастет, когда появятся новые типовые технологии внедрения BI-систем», — резюмирует г-н Осадчиков. А вот Владимир Глухов более осторожен в оценках. По его мнению, трудно ждать резкого взлета рынка там, где сложные управленческие системы сравнивают по цене с пиратской 1С. «Конкуренция пока еще не та, чтобы компания по-настоящему сильно нуждалась в системах бизнес-анализа, но ситуация меняется. Мы потратили на разработку своей системы онлайн-анализа примерно $10 тыс. и готовы подождать, пока рынок созреет», — заявляет г-н Глухов.
1 Business Intelligence (BI) — класс программных продуктов, включающих инструменты для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые могут помочь пользователям преодолеть массив данных, чтобы синтезировать из них значимую информацию.
2 Teradata — один из крупнейших мировых разработчиков в области корпоративных хранилищ данных, CRM и аналитических приложений.
3 Cognos — один из мировых лидеров в области разработки решений Business Intelligence. Полный пакет программ Cognos позволяет пользователям автоматизировать процессы бюджетирования и планирования, создания отчетов и проведения анализа, контроля стратегической миссии компании. Работает на рынке с 1969 г.
4 IDC — международная исследовательская компания, работает в области IT.
Категорийный менеджмент — технология управления ассортиментом, при которой каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица. Цели категорийного менеджмента — в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом.
детали
В каких случаях компании необходима система BI
Требуется анализ большого объема данных.
В бизнес-процессах задействовано несколько разнородных, взаимодополняющих и не связанных друг с другом систем, работающих с разными форматами данных.
Сложная территориально-распределенная структура холдингового типа.
Большие архивы данных, накопленные за годы работы.
Источник: «ИТ Энерго-Консалт».
Online Analytical Processing (OLAP) — технология многомерной аналитической обработки данных. Позволяет провести срез сразу по нескольким параметрам и выявить закономерности, на основе которых дает возможность получить преимущество перед конкурентами в знании и во времени.
детали
Что BI дает компании
Единый источник достоверной информации.
Повышение качества данных за счет структуризации.
Оперативный экономический и статистический анализ.
Улучшение и ускорение построения отчетов, рост презентабельности данных для анализа.
Воплощение концепции «одно окно» — топ-менеджер получает все данные из одной программы.
Разграничение доступа и защиты корпоративных данных.
Источник: «ИТ Энерго-Консалт».