Стоимость бензина в стране пугает автомобилистов, аграриев, бизнесменов и даже нефтяников. Правительство обсуждает варианты спасения, но пока дальше призыва «не проявлять эгоизма» дело не идет.
«Роснефть» заявила, что обнуление экспортных пошлин на нефть не сделает бензин дешевле. Временное снижение ставки акцизов, пояснили в компании, не решит проблем в переработке и на рынке нефтепродуктов, так что топливо может подорожать еще в полтора раза.
РБК пишет, что, по мнению менеджмента «Роснефти», «предусмотренная налоговым маневром отмена к 2024 году экспортных пошлин (эта мера обсуждается в профильных ведомствах в рамках завершения налогового маневра) будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза».
В сообщении компании также говорится, что уже сегодня экономика нефтепереработки «испытывает дополнительное давление в результате чрезмерного налогового обременения». Это «влечет за собой существенные потери для нефтеперерабатывающих заводов».
Потери нефтепереработчиков достигают 3 тыс. руб. на тонну дизельного топлива и 7 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92, — уточнили в пресс-службе, подчеркнув, что, «несмотря на сложившуюся в результате изменений в фискальном регулировании ситуацию, обеспечивающую устойчивую убыточность нефтепереработки для внутреннего рынка, «Роснефть» продолжает вкладывать значительные средства в модернизацию производства».
Кроме того, в письме компании говорится, что «Роснефть» уже несколько раз направляла российским властям свои предложения о налоговом стимулировании нефтепереработки, эти инициативы прорабатываются в министерствах.
Напомним, налоговый маневр, предполагающий обнуление экспортных пошлин на нефть с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых, вступил в силу в январе 2015 года. Он должен был завершиться в 2017 году, но в 2016 году Минфин заявил, что хочет полностью обнулить пошлины и повысить соразмерно НДПИ, чтобы объектом налогообложения стала вся добытая в стране нефть. Этот вариант также обсуждают.
Чего ждать?
РБК удалось выяснить, что на сегодня у Минэнерго, Минфина и Минэкономразвития появилась согласованная позиция, которая заключается в поэтапном завершении налогового маневра в 2019–2024 годах. Сейчас экспортная пошлина на нефть составляет 30%, ежегодно она будет снижаться на 5 п. п. Концептуально, пояснил федеральный чиновник, все согласны, но пока нет расчетов, а также договоренностей, зафиксированных на бумаге.
Такое завершение налогового маневра ведет к росту нагрузки на нефтепереработку, поэтому нефтяные компании еще в 2016 году предлагали частично переложить ее на потребителей.
Между тем «Российская газета» пишет, что стремительный рост цен на топливо возмутил, в том числе, и аграриев. Власти как минимум четырех регионов (Ставрополье, Крым, Челябинская и Ростовская области) страны просят у федерального центра помощи для сельхозпроизводителей, угрожая убытками и нехваткой средств на уборку урожая. Сергей Сушков, заместитель губернатора Челябинской области, курирующий сельское хозяйство, поясняет, что для большинства сельхозпроизводителей сложившиеся цены на ГСМ фактически означают работу в убыток:
За тонну дизельного топлива надо отдать около 7–8 тонн зерна.
Правительство обсуждает варианты улучшения ситуации, но пока слышны только призывы к нефтяникам «не проявлять эгоизма». Премьер Дмитрий Медведев назвал сложившуюся ситуацию «очень нервной».