На всех уровнях власти говорят о поддержке малого бизнеса. Твердят уже несколько лет как о государственной задаче. При полпредстве, при областном правительстве, при мэрии Екатеринбурга возникли коо
На всех уровнях власти говорят о поддержке малого бизнеса. Твердят уже несколько лет как о государственной задаче. При полпредстве, при областном правительстве, при мэрии Екатеринбурга возникли координационные советы, состоящие из представителей предпринимательских объединений. Даже появляются специальные программы, например, в Екатеринбурге действует 3-х летняя программа «Развития и поддержки малого бизнеса в 2005-2007 гг.» А где результат?
Чего бизнес ждет от власти?
Что реально получил (ваш, мой) малый бизнес (МБ) от этих суетливых потуг? В 2004 г. или в 2005 г.? Где вопрос власти к бизнесу: «Ребята, вам чего надо? Каких изменений хотите?» Нас все время благодетельствуют втемную. Представьте: в 2006 г. Свердловская область выделила на льготное кредитование МБ 70 млн. рублей. Это что за сникерс для толпы истощенных от голода беспризорников. Разве этого мы ждем? Такие деньги легко переварят 1-3 успешных малых предприятия. Кому нужны эти декорации? Не лучше ли выдать поручительства правительства области на 1 млрд. рублей по кредитам МБ, полученным в коммерческих банках?
Вообще чего малый бизнес ждет от власти?
Явно не льгот. Они редко распределяются справедливо. За ними часто маячит обыкновенная коррупция.
Снижение налогов? Хорошо бы. Но сразу натыкаемся на ответ: «бюджет города, области, страны на это не рассчитан».
В тоже время, сегодня есть целые сферы бизнеса, которые не работают или работают вяло. Главный тормоз развития — неэффективные чиновники, нерезультативные процедуры. Оформление любого участка земли занимает непростительно много времени: 6-18 месяцев — на участок под существующим частным домом, 12-24 месяца — на землеотвод под строительство. Это рынок земли с миллиардными оборотами — очень емкий, а его нет, причем, только из-за путаных процедур. Документы на перевод квартиры под офис, которые подписываются в 9-10 месяцев, также нельзя признать приемлемым сроком. Список можно продолжить.
Если на льготы бизнесу нет денег, то чтобы повысить эффективность процедур вообще не требуется бюджетных расходов, только регулярная обратная связь с бизнесом и другими частями общества. Запрос на изменения и работы над ошибками. Скажем, налоговая инспекция 10 лет назад делала справку для продажи квартиры в течение 1 часа, а оформляет ее же две недели. Что, за это время компьютерный парк в ФНС так износился или сотрудники стали медленнее двигаться. Ясно, что нет. Просто кто-то изменил процедуру, и она стала дольше.
Кипит возмущенный разум
Если бы органы власти, контролирующие органы и прочие элементы госаппарата систематически стремились повысить свою эффективность, тогда был бы и результат. Но согласитесь, зачем создавать себе головную боль? Ведь по большому счету никто не жалуется, все терпят, значит можно жить и так. Однако если я все же решу улучшить работу вверенного мне подразделения, то куда мне двигаться, как исправлять ошибки? Каким образом чиновник может узнать, где в его деятельности, в его организации слабое звено?
Сама власть не способна вытащить себя за волосы из болота, как это героически сделал Мюнхгаузен. Побудить ее к действиям должна настойчивая конструктивная критика. Требуектся стимул к изменению. Единственный такой толчок — заявленная вслух воля людей объединенных по интересам. Группы лыжников, автомобилистов, любителей кошек, — предпринимателей, в конце концов. Главное, нужны «говорящие» с властью союзы, ищущие и требующие обратной связи.
К примеру, в мае 2005 г., когда мэрия Екатеринбурга приостановила перевод квартир под офисы (ее сотрудники не были готовы применять новый Жилищный кодекс), «Комитету 101» потребовалось всего три недели точечной критики Горадминистрации по этому вопросу. Мы постоянно давали интервью, рассылали пресс-релизы, в общем, активно искали контактов с прессой. Выступали во всех доступных нам СМИ, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки. И глава города подписал постановление о «Порядке перевода», разъясняющее чиновникам его администрации как осуществлять процедуру перевода. И еще через несколько недель процедура заработала.
Другое дело, что постановление не соответствовало Жилищному кодексу, и нам пришлось по суду его отменить. Но важно не это: сам перевод в городе возобновился, причем раньше, чем во многих других российских городах.
На мой взгляд, отношения общества с властью можно уподобить манипуляциям с кастрюлей. Если ее наполнить водой и, приварив крышку, поставить на сильный огонь, то рано или поздно кастрюля взорвется от перегрева. Если крышку не приваривать, она скоро начнет подпрыгивать и звенеть, привлекая наше внимание. Тогда, услышав звон, мы хотя бы можем прийти на кухню и принять меры. Обращения к власти с нашими проблемами через СМИ я и сравниваю со звоном кипящей кастрюли. Нет звона — нет реакции. Есть звон — реакция рано или поздно появится.
Давайте говорить в слух о том, что нам нужно от власти, давайте требовать через СМИ, через партии, через другие общественные механизмы внимания к нашим реальным проблемам, не дожидаясь, что законодатели и чиновники нас осчастливят вслепую.
МНЕНИЕ ЗА:
Алексей Подоляко, исполнительный директор НП «Альянс»:
На наш взгляд, бизнес действительно ждет, что власть наконец по достоинству оценит значимость деятельности бизнеса.
Половинчатость многих пгосударственных решений в отношении бизнеса свидетельствуют о колебаниях власти: то ли моздать бизнесу возможности для роста, то ли «доить» его уже сейчас..
Примеров много, начиная с ключевых, налоговых решений. Это и недостаточно значительное снижение размера ЕСН, и не до конца продуманное по последствиям (особенности зачета НДС при расчетах с с/х производителями) введение режима ЕСХН, и законодательное закрепление права за налоговиками взимания штрафов с предпринимателей во внесудебном порядке, монополизма, безнаказанности и всевластия контрольных и надзорных органов, неоправданно длительные сроки оформления переводов «из жилого в нежилое» и прочее и прочее…
По оценкам УПН в 2004 г. чуть более 400 помещений в Екатеринбурге было переведено из жилого в нежилое. А заявок на перевод было в десять раз больше! Дальше — простая арифметика: каждый такой перевод — это примерно 3 млн. руб. инвестиций в инфраструктуру города. 400 х 3 млн. = 1,2 млрд. руб. Примерно такую сумму предприниматели Екатеринбурга вложили в 2004 г. в помещения, «переведенные в нежилое». А могли вложить в десять раз больше! Это — точки роста, это неиспользованные резервы. И таких точек немало. Местный бизнес готов эти точки растить, развивать, вкладывать. Очень хочется, чтоб и власть активнее двигалась в этом же направлении. «Когда векторы движения сонаправлены, скорость возрастает». В этом смысле бизнес ждет от власти последовательных действий, которые он, бизнес, мог бы ощутить на себе и одобрить. Одобрение действий власти бизнесом — вот на наш взгляд главный критерий оценки эффективности власти и результатов ее взаимодействия с бизнесом.
МНЕНИЕ ПРОТИВ:
Семен Новомейский, президент «Некоммерческого партнерства «Мебельщики Урала»
Лозунг: «Давайте убедим власть принимать решения, а не отделываться пустыми обещаниями» красив, но неконструктивен. Региональные и муниципальные программы развития малого бизнеса должны быть (честь и хвала Администрации г. Екатеринбурга за попытку ее создания!), но выделяемые для этого средства ничтожны, а система их освоения, даже через конкурсы, не даст желаемого результата. Нет сомнений, пустующие здания и помещения пора передавать не в аренду, а в управление малому бизнесу — под грамотный и эффективный бизнес-план, обеспечив «защищенность» от изъятия при правильном использовании, с возможностью выкупа через несколько лет, одновременно запретив субаренду.
Но этого мало. Времена, когда малому бизнесу нужно было только одно, чтобы его не трогали, миновали. А развитие «малого бизнеса» не стало, и, я думаю, не станет приоритетом в России до тех пор, пока финансовые потоки от налогов малого бизнеса не будут оставаться в регионах и направляться на его развитие.
Прежде всего, нужны принципиальные законодательные изменения:
1. Четкое определение, как юридическое, так и налоговое понятий «малый» и «средний»
бизнес, которые, с одной стороны, не позволят фискальным органам «обижать» эти предприятия, с другой стороны — не позволят «олигархам» маскироваться под малый бизнес.
2. Передача субъектам Федерации (а лучше — на муниципальный уровень) полномочий по управлению малым бизнесом и всех налогов, связанных с ним. Именно эти налоги должны быть направлены на развитие малого бизнеса — при условии прозрачного их расходования и неусыпного контроля общественности. Несомненно, власти необходимо привлечь для достижения результата сам малый бизнес в широком понимании слова, а не одну-две аффилированные структуры.
Вот тогда можно будет требовать от власти, что называется, по полной программе, в том числе, и через средства массовой информации.