Меню

Склады замерзли

В Екатеринбурге встали стройки практически всех крупных складских комп­лексов. От планов выхода на местный рынок временно отказались московские девелоперы: VVV Company (собиралась возводить объект

Девелоперы массово сворачивают проекты строительства складов. С наступлением кризиса дефицит таких объектов обернулся переизбытком: возводить логопарки стало нецелесообразно. Cтройплощадки оживут не раньше будущего года, констатируют игроки рынка.

В Екатеринбурге встали стройки практически всех крупных складских комп­лексов. От планов выхода на местный рынок временно отказались московские девелоперы: VVV Company (собиралась возводить объект на 100 тыс. кв. м) и «Авалон» (проект на 250 тыс. кв. м). Приостановили проект Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра (ЕАМТЛЦ). Возводить этот объект начали еще в 2002 г. Планировали построить 130 тыс. кв. м. Но до конца прошлого года закончили лишь 10 тыс. кв. м и проект заморозили. А генеральный директор ЕАМТЛЦ Сергей Шавзис покинул свой пост.

На неопределенный срок отложили строительство складского терминала компании «Металлайн» (45 тыс. кв. м). Временно отказалась от своих планов в сфере логистики управляющая компания «МОСТ» (собиралась построить около 30 тыс. кв. м складов).

Всего в прошлом году в стадии строительства находилось 320 тыс. кв. м екатеринбургских складов, подсчитали в Уральской палате недвижимости (УПН). Более 50% всех этих проектов сейчас заморожены, констатирует ГУРАМ ТУХАШВИЛИ, аналитик УПН. Еще 30-40% незавершенных объектов сильно убавили в темпах строительства. В итоге прирост склад­ских площадей в 2009 г. если и будет, то незначительный.

Кризис заставил девелоперов отказаться в первую очередь от логистических объектов, рассуждает ДМИТРИЙ ГОЛИЦЫН, начальник транспортного отдела Банка24.ру (ранее занимал пост руководителя проекта «Логистический центр» компании «Металлайн»): «Большинство складских проектов находились на ранних стадиях реализации. Потому, когда девелоперы столкнулись с нехваткой финансирования, проще всего было отказаться именно от таких объектов».

Да и запускать в эксплуатацию логистические комплексы сейчас бессмысленно, добавляет ВАЛЕРИЙ ТИТЧУК, директор по развитию логистики компании AVS Logistic. Спроса на такие объекты нет, поясняет он. Если еще в прошлом году игроки говорили о дефиците складов в 800 тыс. кв. м и о том, что нужно срочно строить новые объекты, то сейчас даже действующие терминалы столкнулись с нехваткой арендаторов.

Грузопоток действительно серьезно сократился, подтверждают слова г-на Титчука операторы складских площадей. «В прошлом году мы взяли в аренду 16 тыс. кв. м, — уточняет ЭМЗАР ГИМАЕВ, генеральный директор логистической компании «ЛогИн-Урал». — Полностью заполнить эти площади планировали за шесть-восемь месяцев. Но теперь понимаем, что планы нужно пересматривать. Активность грузовладельцев стабильно падала последние пять месяцев». Другой логистический оператор, «РЛС-Екатеринбург», в феврале прошлого года обзавелся складом класса А на 20 тыс. кв. м. Компания успела подписать контракты с крупными грузовладельцами: «Ашаном», X5 Retail Group, Gallina Blanca. Так удалось заполнить 80% площадей, комментирует ТИМОФЕЙ МАШКОВ, директор «РЛС-Екатеринбург». Но новых клиентов найти не получается, сетует он: «Приезжают, смотрят, но договоры не подписывают».

Грузовладельцев на существующие площади приходится заманивать всеми доступными способами. Собственники складов уже уронили арендные ставки на 20-30%, а минимальный срок сдачи площадей сократили с четырех-семи (на таких условиях логопарки работали еще год назад) до одного-полутора лет, добавляет Валерий Титчук. И выводить на рынок новый объект в таких условиях нецелесообразно, считает он.

Потому количество замороженных и прекращенных проектов будет только расти. Рынок заполнят предложения по продаже недостроенных складских комп­лексов. Цены будут падать и дальше. А оживления в сегменте строительства логистических объектов можно ждать не раньше следующего года, предполагают участники рынка.