Меню

Сколько денег может приносить лавка комиксов?/ОПЫТ

Василий Шевченко и Иван Чернявский, два москвича, в 2011 году на заемные 30 000 рублей открыли лавку комиксов. Сейчас две работающие точки приносят полмиллиона прибыли ежемесячно.

Выпускники РГГУ Василий Шевченко и Иван Чернявский никогда не были фанатами комиксов, но читать их любили. В 2010 году Шевченко, который четыре года проработал редактором в издательском доме «Комикс», решил сменить вид деятельности.

«Мне просто надоело, так же, как Ваня, устал от работы в record label (музыкальной студии) «Снегири», — вспоминает в интервью РБК Шевченко.

Друзья отправились в путешествие по Индии, где и родилась идея открытия книжной лавки.

«Некоторые в 18 лет мечтают открыть бар, а вот мы мечтали о собственной книжной лавке», — поясняет Шевченко.

Старт из двух стеллажей

Готовились к открытию 2 месяца. Шевченко смог получить у бывшего работодателя существенную скидку на партию комиксов, которые были приобретены на занятые у друзей 30 тыс. руб. Лавку решили открыть на территории галереи «Новодел» в Большом Палашевском переулке.

«Это очень старая галерея подарков, которая давно чувствовала, что занимает чуть больше места, чем хочет, — объясняет выбор Шевченко. — До нас здесь торговал иностранными книгами магазин «Панглосс». Так что в этом месте всегда с симпатией относились к живым книжным проектам».

В галерее предложили начинающим предпринимателям два стеллажа и три бесплатные недели аренды, от открытия до нового года. Лавку назвали «Чук и Гик», причем это название родилось во время общения с друзьями.

«Оно вызвало больше всего эмоций и споров», - вспоминают сейчас партнеры.

На открытие лавки пришли друзья друзей, которые узнали о магазине из соцсетей. Крошечная заметка о новом книжном появилась в Time Out и на некоторых профильных сайтах. Так что на старте молодые бизнесмены усиленно использовали все свои знакомства.

Цифры «Чук и Гик»

30 тыс. руб. — стартовые инвестиции в первую лавку

1,5 тыс. комиксов представлено в магазинах сети

От 100 страниц — объем современного комикса

3,5 млн руб. в месяц — выручка двух лавок «Чук и Гик»

800–900 руб. — средний чек

Около 5 тыс. покупок в месяц совершается в двух лавках

Эти цифры – данные компании.

Старт книжной лавки был вполне успешным: в декабре продажи составили 60 000 рублей, так что друзья отдали долг, взятый для старта. Дальше – больше: в январе у «Чук и Гик» было уже три стеллажа, в марте — четыре, а к лету она заняла отдельное помещение в 20 кв. м, к которому сейчас добавился склад на 50 кв. м.

«Комиксами тогда торговали в основном книжные магазины, делавшие фантастические наценки, и нам при нормальной скидке и отсутствии безумной жадности удавалось выставлять цены сильно ниже книжных», — объясняет быстрый рост продаж Шевченко.

Первые три месяца ребята сами продавали комиксы, потом решили нанять продавца.

«Я до сих пор помню, как весной 2011 года получил символическую зарплату в 5 тыс. руб. в своей лавке, — вспоминает Шевченко. — Все заработанное мы вкладывали в расширение ассортимента, живя на то, что зарабатывали фрилансом как журналисты. Меня спасало то, что я люблю три вещи: кефир, гречку и морскую капусту».

На что живет лавка комиксов

Рост интереса к комиксам в Москве стал поводом для того, чтобы открыть вторую лавку.

«Открытие первой лавки по соседству с галереей позволило нам избежать многих ошибок, которые мы совершили, создавая новый «Чук и Гик», — рассказывает Шевченко. Поиском помещения для новой лавки занимался новый партнер «Чук и Гик» Максим Андрианов. «Требования были простые: расположение в центре, площадь побольше, адекватная аренда», — вспоминает Шевченко.

В итоге лавка была открыта в Климентовском переулке в районе метро «Новокузнецкая», площадь магазина составила 80 кв.м.

Инвестиции в запуск второй точки были гораздо больше: около 1,2 млн руб., из них 300 тыс. руб. ушли на ремонт помещения, 350 тыс. — на закупку мебели и торгового оборудования, а 550 тыс. — на арендные платежи до открытия.

«Нам предлагали книжные шкафы от 350 тыс. до 2 млн руб., — рассказывает Шевченко. — Разницу я так и не понял, зато мы узнали, что деньги в проект можно вкладывать бесконечно».

На закупку первой партии товара потребовался 1,1 млн рублей. Точка стала безубыточной на третий месяц работы. Во многом это связано с тем, что на большой площади второго «Чук и Гик» продаются не только комиксы, но и обычные книги в жанре фантастики, фэнтези, детские книжки, сопутствующие товары, например конструкторы и брелоки.

Две лавки сейчас приносят 3,5 млн руб. выручки в месяц. Средний чек в магазине в галерее «Новодел» — 900 руб., на Новокузнецкой — 800 руб. Общее количество чеков составляет около 5 тыс. в месяц, из которых 15% дает интернет-магазин, открытый в 2012 году. Костяк аудитории «Чук и Гик» — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет (60%).

«Мальчиков чуть больше, чем девочек, — говорит Шевченко. — Бывают суперстранные персонажи, но классные — однажды пришли два здоровых бородатых мужика в костюмах кенгуру».

У магазинов много постоянных покупателей, которые знакомы с владельцами.

«Я всегда восхищался семейным бизнесом в Европе, где покупатель знаком с продавцом. Да, мы мелкие лавочники, но я этого не стесняюсь», — улыбается Шевченко. Хорошие личные отношения с покупателем и внутри коллектива, по его словам, больше помогают бизнесу, чем реклама и различные программы мотивации.

«Чук и Гик» — старейший магазин комиксов в Москве и самый гостеприимный, — говорит Артем Габрелянов, совладелец и главный редактор издательства Bubble — крупнейшего производителя оригинальных российских комиксов. — У них очень часто можно увидеть ситуацию, когда владельцы пекут пирог для своих постоянных покупателей или же угощают горячим кофе в зимнюю стужу. «Чук и Гик» больше, чем просто магазин. Для многих любителей комиксов он стал вторым домом».

Василий Шевченко рассказывает, что в «Чук и Гик» наценка составляет 50% против 100% в обычных книжных: «Теперь мы закупаем комиксы напрямую у издательств, которые просят нас не демпинговать. Мы можем поставить цену 880 руб., но издатель просит 920 руб.».

Бизнес работает как ИП Ивана Чернявского и платит налог по упрощенной системе налогообложения (15% с разницы доходов и расходов). В среднем на закупку товара тратится 2,2 млн. рублей в месяц, комиксы в магазин покупаются каждую неделю, минимум раз в месяц производится крупная поставка. В отличие от книжного рынка, где оплата идет по факту продаж, издательства комиксов просят предоплату в 100%.

«Мы обычно стараемся иметь про запас 500 тыс. руб., чтобы иметь возможность купить что-то внезапно», — рассказывает Шевченко.

Кроме того, в месяц уходит на аренду примерно 320 тыс. руб., на оплату труда четырех продавцов, бухгалтера — 200 тыс. руб. На рекламу тратится около 30 тыс. руб. Налоги и торговый сбор — до 90 тыс. руб. в месяц. Из средней прибыли 500 тыс. руб. в месяц Шевченко и Чернявский половину оставляют себе, а вторую вкладывают в развитие бизнеса.

Продавать и издавать

В 2014 году до 35% ассортимента «Чук и Гик» составляли комиксы на иностранных языках. Из-за роста курса западных валют цена на них выросла более чем вдвое, поэтому сейчас ассортимент почти на 100% состоит из отечественной продукции (в том числе переводной). В конце 2015 года совладельцы «Чук и Гик» стали партнерами и инвесторами нового издательства комиксов Jellyfish Jam, этому помогла бывшая сотрудница «Чук и Гик» Беата Коташевская. Главное преимущество этого издательства – партнерство с Marvel.

«Пока в нем работают всего три человека: я и Беата в качестве редакторов и переводчиков и технический директор, — рассказывает Шевченко. - Мы успели отхватить несколько хороших лицензий».

По его словам, в 2015 году Jellyfish Jam выпустило несколько комиксов — «Человек-муравей», «Стражи галактики» — общим тиражом в 50 тыс. экземпляров, из которых 30 тыс. уже продано. Инвестиции в запуск проекта Шевченко оценивает в 1,5 млн руб.

«Тандем магазина и издательства дает большую независимость и стабильность: иногда издательство кормит магазин, иногда магазин кормит издательство, — рассказывает Михаил Богданов, директор питерского издательства комиксов «Комильфо» и магазина «Двадцать восьмой». — Некоторые проекты издания комиксов требуют столько вложений, что приходится брать кредиты, пока проект не будет реализован — магазин становится единственным источником прибыли, который помогает компании продержаться на плаву».