Меню

Скоростные поезда разгонят из Тагила

В Нижнем Тагиле хотят построить железную мини-дорогу протяженностью 100 км — для испытаний скоростных поездов. Проект оценивают в 4,2 млрд руб. Партнерами назыают ЕВРАЗ, УВЗ и РЖД.

Официально проект называется «Международный испытательный центр подвижного состава с экспериментальным кольцом для скоростного транспорта». Создать его предложила Маргарита Кузовкова, директор индустриального парка «Демидовский». Речь идет о железнодорожной трассе протяженностью около 100 км, которую можно вписать между Нижним Тагилом, поселком Усть-Утка и деревней Баронской. По замыслу авторов трасса в форме вытянутой восьмерки будет состоять из прямолинейных участков, мостов, тоннелей и кривых различных радиусов, позволяющих тестировать работу электропоезда.

«Скоростные магистрали, которые собирается строить РЖД, — принципиально новый проект, — говорит г-жа Кузовкова. — Готовясь к нему, металлургические и машиностроительные заводы выпускают длинномерные рельсы и другие элементы железнодорожных путей. Но прежде чем открыть движение, нужно удостовериться, что элементы системы, собранные вместе, исправно работают. Сделать это можно только на специальном полигоне».

Единственный в России испытательный центр для железнодорожного состава, работающий с 1932 г., расположен в Щербинке (Подмосковье). Это три кольцевых пути протяженностью по 6 км, где можно запускать составы со скоростью 90 и 140 км/ч. Для поездов, способных разгоняться до 400 км/ч, нужна специальная трасса, которой сейчас нет. Экспериментальный поезд «Сокол», показавший на испытаниях скорость 236 км/ч, в 2001 г. проверяли на линии Санкт-Петербург — Москва. По мнению Маргариты Кузовковой, трассу, на которой будут обкатывать поезда для проектов РЖД «ВСМ-1» (Москва — Санкт-Петербург) и «ВСМ-2» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург), можно вписать в ландшафт парка «Демидовский». Чистоту эксперимента обеспечат испытания в континентальном уральском климате.

Артемий Кызласов, генеральный директор УК «Титановая долина», считает идею перспективной: «В этом есть смысл, поскольку «Уральские локомотивы» будут производить подвижной состав для скоростных дорог, и его придется испытывать. При этом важно, чтобы сама трасса была выполнена более качественно, чем просто скоростная дорога. Думаю, строительство оживит регион. Обычно такие полигоны становятся центром притяжения для небольших предприятий — торгующих или оказывающих услуги. На месте организаторов я бы еще сделал смотровые площадки для желающих наблюдать за движением скоростного поезда».

По оценкам, испытательный центр обойдется в 4,2 млрд руб. Потенциальными резидентами проекта г-жа Кузовкова видит ЕВРАЗ, НПК «Уралвагонзавод» и РЖД. Понесенные затраты можно частично компенсировать, если брать на испытания не только российские, но и европейские скоростные составы, считает она. Эксперты на этот счет сомневаются — рационально ли везти в Нижний Тагил поезд из другой страны, если до сих пор иностранные производители успешно испытывали технику сами.

Доменные печи старого Демидовского завода (построен в 1725 г., закрыт в 1987 г.)

Замысел испытательного центра родился из проекта «Демидов-парк», который губернатор Евгений Куйвашев представлял на инвестфоруме в Сочи в 2012 г. Это попытка модернизировать старые цеха на территории Нижнетагильского городского округа.

Сутуночный цех — территория открыта для археологических раскопок

Помимо музея под открытым небом, где хотят собрать промышленное оборудование XVIII-XX вв., на площади в 7 тыс. кв. км разместится технопарк с действующими производствами и развлекательная зона.

Опоры рабочей площадки мартеновской печи

Опыты такого рода есть в европейских странах — Англии (музей Ironbridge в Телфорде), Германии (музей индустриального наследия земли Вестфалия), Португалии (музей-фабрика рыбных консервов) и других. Одним из дополнительных аттракционов можно сделать путешествие на узкоколейке (ее тоже придется восстанавливать).

Меднорудянский карьер на южном склоне горы Высокой

То, что осталось от узкоколейки 1895 г.

По расчетам, «Демидов-парк» обойдется в 6 млрд руб. Технические детали проекта Маргарита Кузовкова обсуждала еще с Александром Мишариным (тогда — губернатором региона) на выставке «ИННОПРОМ-2011». Тот обещал выделить из областного бюджета 300 млн руб. на экологическое восстановление территории, охрану музейных объектов и перестройку старого цеха в выставочный павильон. Однако, считают эксперты, получить из какого-либо источника все 6 млрд руб. вряд ли удастся.

То есть концепция «Демидов-парка», которую иностранные специалисты признали разумной, скорее всего, останется на бумаге. Юрий Курашов, начальник аналитического отдела УралНИИпроект: «Я сомневаюсь, что в казне найдутся деньги для запуска «Демидов-парка» как туристической зоны. Даже Верхотурье, которое раскручивают с 1995 г., долго не могли сдвинуть с места, пока к делу не подключилась РПЦ. Сейчас мы видим, что город развивается, причем это касается не только памятников, но и всей инфраструктуры. Но в отличие от Верхотурья в Нижнем Тагиле можно трудоустроить десятки тысяч человек».

Открытое хранилище с металлургическим оборудованием. На переднем плане — прокатный стан с Алапаевского завода

Согласившись с ним, руководство парка предложило инвесторам альтернативный вариант — испытательный центр скоростных поездов.

Мартеновский цех со всем технологическим оборудованием (1892 г.)

Литейный цех (1914 г.)
готовят к реставрации

По словам г-жи Кузовковой, возрождение депрессивного района — задача-максимум: «Около 25 заводов, работавших на территории Нижнетагильского округа, в одночасье просто умерли. Территория приходит в упадок, население деградирует. Единственный способ исправить ситуацию — построить испытательную магистраль".

Сейчас проект отправили в Москву. Говорят, в ближайшее время он попадет на стол г-ну Мишарину — и у истории будет продолжение.