«Надо думать, как улучшать продукт, а не винить рынок и требовать поддержки местного производителя». Российские предприниматели пожаловались на неравные условия конкуренции с западными компаниями.
Основатель и гендиректор сети общепита «Теремок» Михаил Гончаров резко возмутился разницей в стоимости аренды для его точек по сравнению с крупными западными компаниями, прежде всего McDonald's.
Не может быть у нас 25% аренды, а у них 5%. Это скотская политика убивания и удушения собственного российского бизнеса. И при этом я должен с ними конкурировать. Охренеть просто. Они платят % от оборота и держат годами цены на дне. Мы готовим вживую из свежих продуктов, а эти твари жарят во фритюре и платят % от оборота, — написал он.
По словам г-на Гончарова, McDonald's только на аренде двух точек в Москве экономит $6 млн в год. «Свой бизнес надо ВЫРАЩИВАТЬ в стране. Мы не такие опытные, как McDonald's, да! Но нашему бизнесу помогать надо. Это наше будущее, всей страны. <...> Мало того, что российский бизнес гнобят, так еще и преференции дают западным сетям», — добавил основатель сети.
Объемы продаж «Теремка» несопоставимы с продажами McDonald's, возразил в разговоре с DK.RU руководитель одного из торговых центров: в ином случае у них был бы сопоставимый процент аренды. Сети общепита необходимо отладить технологию, чтобы делать качественный продукт с низкой себестоимостью, как у крупных международных брендов — а это огромные вложения.
Формат «Теремка» не пользуется большим спросом, и торговые центры ставят его под 25%, потому что фиксированную ставку он не потянет, а заполнять площади необходимо. McDonald's же приносит большой поток посетителей и дает хороший оборот. Да, у них низкая ставка, но они готовы идти на переговоры, если речь идет о хорошем месте. К тому же McDonald's тоже закрывает точки, — рассказал директор ТЦ, отметив, что никогда не видел арендаторов, довольных размером ставки.
Гендиректор сети обувных магазинов Zenden Андрей Павлов также возмущен разницей в условиях, которые торговые центры предлагают российским и западными компаниями. По его словам, одно из предложений по аренде, которые получило сеть, подразумевает убытки в течение первого года при инвестициях в 30–40 млн руб. При этом условия для международных компаний в fashion-сегменте гораздо лояльнее, утверждает он, призывая ФАС, ФНС, Минпромторг и общественные организации по защите бизнеса обратить внимание на эту тему.
На пост Михаила Гончарова обратил внимание и основатель сети «Додо пицца» Федор Овчинников. Он отметил, что торговым центрам важна экономика, а не происхождение бренда.
McDonald's — сильный бренд и мощный «якорь» для торгового центра. Выручка точки McDonald's на фудкорте — 15–20 млн руб. в месяц, а то и больше, «Теремка» — максимум 2–3 млн, поэтому и получает McDonald's аренду в 5% от выручки, а «Теремок» — 25%, а не потому что торговые центры любят американские бренды. Тот же американский Subway получает те же 25%, что и «Теремок». Модель McDonald's работает на обороте. Относительная маржинальность McDonald's ниже, чем в «Теремке», где каждый блин выпекается под клиента. Производственная модель «Теремка» в принципе не может дать такой оборот, который дает McDonalds, даже если все пойдут есть блины. McDonald's умеет делать огромную выручку на маленькой площади. В «Теремке» же 3-4 гостя уже создают очередь. Это не плохо и не хорошо. Просто это разные модели. И поэтому и цены в «Теремке» многим кажутся высокими. Надо думать, как улучшать или менять модель и продукт, а не винить рынок и требовать поддержки местного производителя, — констатировал предприниматель, отметив, что любит «Теремок» как потребитель.