Десять дней назад бойцы СОБРа в масках ворвались в офис «Уральских авиалиний». В акции также участвовало и около 20 представителей Кольцовской таможни. Войдя в серверную, они начали копировать фина
Десять дней назад бойцы СОБРа в масках ворвались в офис «Уральских авиалиний». В акции также участвовало и около 20 представителей Кольцовской таможни. Войдя в серверную, они начали копировать финансовую документацию. Сергей Скуратов, генеральный директор компании, находился в отъезде, и регулировать ситуацию пришлось его сыну и коммерческому директору «Уральских авиалиний» Кириллу Скуратову. По горячим следам он заявил, что никаких предварительных запросов на предоставление той или иной информации руководство авиакомпании не получало и случившееся стало для него совершенной неожиданностью. «Это рейдерский захват и сведение счетов», — предположил он.
Уральское таможенное управление (УТУ) озвучило свою версию случившегося: «Обыски проводятся в рамках уголовного дела, возбужденного 17 марта 2010 г. по ч. 1 ст. 188 УК РФ («Контрабанда»)». При этом таможенники особо подчеркнули, что их действия законны и правомерны, равно как и присутствие бойцов в масках.
Обстоятельства уголовного дела, на которое ссылается УТУ, таковы: таможенные службы подозревают авиаперевозчика во ввозе контрабандных запчастей, в частности блока метеорадара стоимостью 3 млн руб. для самолета Airbus А321. Однако так и осталось за кадром, почему обыски начались спустя полгода с момента возбуждения дела и почему нужные документы не были заблаговременно затребованы. «Мы были готовы добровольно предоставить всю документацию», — подчеркнул Кирилл Скуратов.
Это не первое столкновение интересов перевозчика и Кольцовской таможни. Уже около года стороны регулярно встречаются в арбитражных судах: авиакомпанию подозревают в том, что она не доплатила 10,8 млн руб. за ввоз трех Airbus А320. Причем семь рассмотрений (включая апелляционные инстанции) завершились в пользу «Уральских авиалиний».
Как рассказали в УТУ, процедура ввоза самолета довольно сложна: в таможенную стоимость включается не только «железо», но и цена топлива, допоборудование, покраска, услуги по страхованию. В том, что таможенники находят какие-то несоответствия в декларациях, нет ничего нового. Но если раньше такие дела с легкостью решались в пользу таможенных служб, то сейчас, с изменением законодательства, стали выигрывать перевозчики. «Вы только представьте — за год одна компания выигрывает у таможни семь дел! Причем суммы не маленькие — например, благодаря выигранным делам «УА» смогут экономить по 85 млн руб. в год. Понятно, что эта ситуация совершенно не устраивает некоторых таможенных руководителей», — объяснил «ДК» один из представителей регионального управления. По его мнению, именно это недовольство могло стать причиной обысков в «Уральских авиалиниях».
Впрочем, ситуация могла бы не выйти за рамки арбитражных споров, если бы не конфликт гендиректора авиакомпании с Андреем Заякиным*, его партнером по бизнесу, — утверждает крупный корпоративный клиент «УА», пожелавший остаться неназванным. По его словам, Сергея Скуратова и Андрея Заякина* связывали давние отношения. Одно время г-н Заякин числился начальником отдела службы грузоперевозок авиакомпании и ее представителем в Европе. Предположительно он курировал авиарейсы из Москвы в европейские города и из Калининграда в Мюнхен. Но основная деятельность Андрея Заякина*, как считает источник «ДК», — посредничество в перевозке грузов на борту пассажирских лайнеров «Уральских авиалиний». «Чтобы договориться о перевозке того или иного груза, неважно — из Китая или Европы, нужно было обращаться в некую компанию, зарегистрированную в Чехии. Как я понимаю, она оптом выкупала грузовые мощности «Уральских авиалиний», а потом предлагала грузоперевозки конечным клиентам, — рассказывает собеседник «ДК». — Ее-то, по всей видимости, и контролировал г-н Заякин». В какой-то момент европейский партнер, вероятно, начал вести свою игру, которая не устроила «УА». Оценив вероятность разрыва бизнес-отношений, Андрей Заякин*, имеющий связи в силовых структурах, предположительно мог инициировать акцию устрашения авиаперевозчика. «Во всяком случае активные поиски «контрабандного метеорадара» начались именно в момент обострения конфликта», — предполагает источник «ДК».
Что касается версии о рейдерском захвате, озвученной представителями «Уральских авиалиний» в день обысков, то она вряд ли может быть основной. В недавнем интервью «ДК» Сергей Скуратов особенно подчеркнул неуязвимость своего бизнеса для внешних захватчиков: «У нас перекрестная структура собственности. Фантастическая структура! Благодаря ей мы и сохранили авиакомпанию в годы перестройки. Мы просто сконцентрировали достаточно большой пакет акций в руках дочерней структуры». Напомним, 74,4% акций ОАО «Уральские авиалинии» принадлежит ООО «Крылья Урала», которым, в свою очередь, на 100% владеет авиакомпания.
Эксперты считают, что особенных потерь помимо, конечно, репутационных авиакомпания понести не должна. Текущая деятельность перевозчика не пострадала, а вопрос правомерности обысков взял под личный контроль Максим Гришаев, глава региональной транспортной прокуратуры. Его вердикт станет известен в ближайшее время.
Накануне сдачи журнала руководители «Уральских авиалиний» были недоступны для комментариев. На вопрос, работает ли в компании г-н Заякин, Татьяна Вацек, руководитель PR-службы, ответила: «Он у нас и не работал никогда, он был нашим контрагентом».