Меню

Смена поколений

— С кем будет конкурировать местный «Скай Линк»? — Наша компания — связующее звено между мобильными услугами и доступом в Интернет. Напрямую конкурировать с провайдерами, подключать к сети офисы и

Новый игрок на рынке сотовой связи — «Скай Линк» — в отличие от конкурентов не ориентируется на широкую аудиторию. При этом компания «Уралвестком» (УВК), продвигающая эту марку, надеется, что ее стратегия будет не менее успешна, чем у местных сотовых компаний. «Мы будем развиваться, предлагая синтез мобильной передачи данных и голосовой связи», — заявляет коммерческий директор УВК Сергей Герштейн.

— С кем будет конкурировать местный «Скай Линк»?

— Наша компания — связующее звено между мобильными услугами и доступом в Интернет. Напрямую конкурировать с провайдерами, подключать к сети офисы и домашних пользователей мы не собираемся. Выделенная линия имеет другие характеристики, и сотовая связь пока с ними не соперничает. Но клиенты все чаще требуют удаленный офис или доступ в Интернет через ноутбук в местах, где связь напрочь отсутствует. Эта ниша сейчас пустует. Конечно, развивается технология беспроводной связи посредством технологии WiFi — но это только точечные зоны. CDMA, как один из типов 3G, уже сейчас позволяет подключиться к глобальной сети, охватывая огромную территорию, и работать со скоростью163 Кбит/сек — это в 3 раза выше возможностей по Dial-up.

— Связь 3G в России развивается по двум моделям — московской и питерской. Акцент в предоставлении услуг делается либо на голосовом трафике, либо на информационном. Как будут позиционировать компанию в Екатеринбурге?

— Мы не ставим себе целью стать еще одним оператором сотовой связи — их в городе и так пять. Быть шестым нет никакого смысла — интерес к нам будет минимален. Свое конкурентное преимущество мы видим в услугах по передаче данных.

— Сейчас «Уралвестком» обслуживает 12 тыс. абонентов. Какова ваша потенциальная аудитория?

— Мы предполагаем, что это корпоративные пользователи и абоненты, которым нужна качественная связь. У них уже есть телефон, и, скорее всего, связь CDMA будет дополнительной. В мире этот стандарт только начал развиваться, но уже активно набирает обороты. Он впервые появился в Румынии — там сейчас 230 тыс. абонентов. В Китае, для сравнения, — 630 тыс. В Японии — 8,5 млн.

— В чем основные преимущества CDMA по сравнению с GSM?

— Главный недостаток GSM — ограниченная емкость сети. Голосовой трафик всегда приоритетен — при нехватке ресурса голос будет перебивать данные. В CDMA это исключено — голос и поступающая информация не мешают друг другу. Информационные потоки идут по динамически расширяемым каналам — в них скорость возрастает по мере нагрузки. Если вы в сети, но не скачиваете данные, — канал освобождается. Запрашиваете файл — канал тут же расширяется. При такой модели емкость сети выше и используется эффективнее. Если в GSM разделение идет по времени, то в CDMA по частотам. Правда, у GSM есть и свои плюсы — большое количество моделей телефонов. Но в новом стандарте выше и качество голоса, лучше защита от перегрузок, от разрыва соединений. В традиционных GSM-системах телефон видит одну базовую станцию — а у нас сразу три, вероятность разрыва соединения значительно ниже. Телефоны CDMA к тому же экологичнее — их мощность в среднем в 5 раз ниже, чем у привычных трубок, соответственно, они меньше вредят здоровью.

— GSM-операторы тоже активно развивают технологии передачи данных. Все предоставляют GPRS. Многие технически уже готовы к запуску более быстрой системы — EDGE. Как это отразится на вас?

— Ну, во-первых, EDGE еще не запущен, это только планы. А во-вторых, мы тоже не собираемся ограничиваться CDMA 1x. Скоро будем вводить технологию EV-DO. Она позволит добиться скорости более 2 Мбит/сек, что сравнимо с выделенным интернет-каналом. Такая скорость сохранится, даже если абонент в машине разгонится до 120 км/час. Кому это может понадобиться? УВК делает ставку на корпоративных клиентов. Синтез мобильной передачи данных и голосовой связи наиболее востребован бизнес-классом.

— Из конкурирующих на рынке сотовых компаний существенное количество корпоративных абонентов удалось набрать только МТС, «Мегафону» и «Мотиву». Чем вы привлечете абонентов?

— Есть много разных методов, но надо понимать, что первичен все-таки продукт. Если продукт неинтересен, то шансов занять свою нишу у оператора очень немного — это закон любого рынка. Предлагаемые нами услуги весьма востребованы, и если они будут соответствовать желаниям абонентов, то вряд ли возникнут какие-то сложности.

— Подключением новых абонентов будет заниматься «Уралвестком» или дилерская сеть?

— Компания будет работать через дилеров. Мы не торопимся набрать абонентов. Развивать сеть монобрендовых салонов не планируем. Необходимо, чтобы салоны, где мы будем представлены, были качественными, — у нас весьма высокие требования к тем, кто будет заниматься непосредственными подключениями. У дилера должна быть возможность полноценно заниматься «Скай Линком».

— В последнее время часто звучат заявления разных компаний о закрытии NMT-сетей. Какова судьба NMT в Екатеринбурге?

— Закрывать сеть по собственной инициативе и переводить всех абонентов на новый стандарт мы не собираемся. Есть общая концепция развития связи, утвержденная министерством, и по ней стандарт CDMA считается альтернативой NMT-450. Хотя, возможно, что в рамках этой концепции нам когда-нибудь и придется закрывать стандарт первого поколения. Многие наши абоненты сети NMT ждали появления новой связи. Для них специально разработали бонусную программу. Мы рассчитываем, что постепенно наши клиенты сами перейдут на новый стандарт.

— Насколько получилось использовать оборудование NMT в строительстве новой сети?

— Установили очень много новой техники. Хотя часто использовали уже имеющиеся каналы связи, площадки для базовых станций, сетевое оборудование и т.д.

— Отличаются ли маркетинговые стратегии в тех регионах, где «Скай Линк» уже работает? Используется ли этот опыт «Уралвесткомом»?

— Региональные операторы CDMA-450 активно начали появляться в конце прошлого года. Еще в нескольких регионах будут запущены в течение 2005 г., поскольку в планах «Скай Линка» стоит покрытие основной территории России. Относительно долго — 2-3 года — CDMA-450 работают только в Москве и Питере. При их запуске были совершенно другие условия — практически отсутствовал GPRS, да и рынок был посвободнее. Конечно, опыт нарабатывается, и мы им стараемся пользоваться, когда это возможно. Хотя, учитывая различные условия выхода и специфику регионального рынка, нам много приходится делать самим.

— Количество абонентов «Скай Линка» в России около 180 тыс. Это много или мало?

— Это вполне нормально. Ведь никогда не ставилась цель догнать и перегнать GSM. Ведь нельзя сравнивать продажи дорогих иномарок с АвтоВАЗом. Наша стратегическая задача — выйти на конкретный сегмент пользователей.

— Но нет ли противоречия? Современная и емкая сеть не стремится завоевать абонентов, хотя для этого есть возможности. Мощности не простаивают?

— Мощности работают. Нам важно создать максимально комфортные условия работы в сети для наших абонентов. Чтобы тем, кому действительно нужны серьезные сетевые ресурсы, они были доступны в полном объеме. Сейчас мы ориентируемся на тех, кому важно качество мобильной связи. Уровень работы с клиентом тоже должен быть на высоте. Если выходить на массовый рынок, то неизбежно снизится и качество обслуживания.

— То есть выживание в специализации?

— Я бы не сказал «выживание». Это какое-то печальное слово. Развитие в специализации. Мы даем возможность людям, которых не устраивает массовое обслуживание, получить индивидуальный сервис в сфере сотовой телефонии и передачи данных. Построение корпоративных сетей на базе мобильной связи, переносное рабочее место — не массовые потребности. Специализированные решения для этого и существуют, чтобы давать возможность продвинуться дальше.

— Как разграничены полномочия Екатеринбурга и Москвы?

— Сегодня УВК юридически независим от ЗАО «Скай Линк» и продвигает на территории области услуги сети CDMA-450 под маркой SkyLink на основании договора об использовании бренда. Поэтому наши отношения с Москвой — это не прямое подчинение, а скорее, сотрудничество.

— Так это франчайзинговый проект?

— Что-то похожее есть. Хотя по сравнению с франшизой у нас отношения не так жестко регламентированы. Мы делаем одно дело, строим федеральную сеть нового поколения — сотрудничаем и обмениваемся опытом. Конечно, сказать, что мы абсолютно самостоятельны, нельзя — есть какие-то общие правила предоставления услуг, нормы, касающиеся бренда и его продвижения.

— Есть ли шанс, что CDMA заменит GSM?

— Думаю, рано или поздно по мере развития сети и удешевления телефонов третье поколение все равно заменит второе. Создадут и многостандартные аппараты. Возможно, со временем появятся новые стандарты и новые операторы. Мир не стоит на месте, и сфера высоких технологий — одна из наиболее прогрессивных областей. Необходимо просто следить за тенденциями, держать руку на пульсе и стараться всегда отвечать требованиям современности.